У каждого молодого чемпиона есть команда, которая помогала ему стать победителем и получить заветное первое место. Особенно важен среди них тренер – человек, который направлял и обучал, заставлял подниматься, когда не оставалось сил, не позволял сдаваться, пока не станешь лучшим. Таким тренером для многих мальчишек стал мой коллега — учитель физической культуры МБОУ «Романовская СОШ» Маликов Андрей Владимирович.
— Андрей Владимирович, расскажи о своем детстве. С какого возраста начал заниматься спортом?
— Детство прошло в Узбекистане в городе Ангрен Ташкентской области, где тепло, хорошо и сытно, где не бывает снега и морозов, где зимой можно ходить в резиновых сапогах. Но, несмотря на такой теплый климат, ребенком рос болезненным, часто болел ангиной. Поэтому спортом не занимался и не увлекался. Воспитывали меня бабушка и дедушка. Они и отвели в 1 класс. Отца своего не знал и никогда не видел, а мама жила в Красноярском крае.
— В детские годы все воспринимается по-иному. Вспомни, какое событие было для тебя самым запоминающимся?
— Самым ярким событием был полет на самолёте. Бабушка привезла меня к маме, которая жила в деревне и держала большое хозяйство. Удивительным было все: и природа, и сельская жизнь, и домашние животные. Я раньше никогда не видел, как свиньи гуляют по улицам и лежат в лужах. Было интересно тронуть их палкой и смотреть, как медленно поднимается грязное существо, очень похожее на сказочное чудовище. Долго с мамой пожить не пришлось: ангина дала осложнение, к суровым сибирским морозам организм оказался не готов, и мы с бабушкой обратно улетели в Узбекистан.
— Почему все-таки оказался в России?
— Я учился в 4 классе. Наступили 90 годы. Каждый выживал, как мог. Отношение к русским в союзных республиках изменилось. Жилье продать было невозможно, его никто не покупал. Бабушка вместе со мной поехала к маме, которая в это время вместе с сестренкой Мариной жила в Целинном районе Алтайского края. Дедушка не смог смириться, что всю жизнь прожил и отработал в Узбекистане и теперь вынужден куда-то уезжать. 3-комнатная квартира, машина, дача, шахтерская пенсия – все было заработано своим трудом. Он категорически отказался на переезд, надеясь, что скоро все изменится. Но никаких изменений дед не дождался, там же, в Узбекистане, его и похоронили.
— 90 годы и у взрослых оставили нелегкие воспоминания. Цены росли с геометрической прогрессией, не было никакой стабильности и уверенности в завтрашнем дне. Но был поток иностранных товаров. Была мечта купить заветную игрушку?
— В магазинах, киосках, на прилавках стали появляться сладости, игрушки, которые никогда не видел и не пробовал. Конечно, хотелось многое купить. Пока копил деньги, приходил в магазин, цена уже изменилась, собранных денег не хватало. В школе был очень хороший руководитель, который обучил нас резьбе по дереву. Первые самостоятельно заработанные деньги были от продажи поделок. Видел, как нелегко было маме, бабушке, поэтому деньги отдавал им. Кроме резьбы по дереву появился интерес к баскетболу. Этому виду спорта стал уделять внимание, оказалось, что есть способности. Собственного жилья у нас не было. У мамы изменилось семейное положение, и мы приехали в поселок Тамбовский Романовского района. 7 класс уже заканчивал там.
— И как новая школа? Четырнадцатилетнему подростку трудно было влиться в школьный коллектив?
— Переезд всегда был делом хлопотным. Этим занимались взрослые. А я увлекся баскетболом, спорту посвящал все свободное время. Учителем физической культуры был Вячеслав Николаевич Матвеенко. Мы принимали участие во всех соревнованиях, выступали и за школу, и за село. Появились победы, успех, воодушевление, стало интересно.
— Поэтому и решил связать свое будущее со спортом?
— После окончания средней школы поступил в Барнаульский педагогический колледж на факультет физической культуры. Отучился, год отработал тренером ДЮСШ в Заринске. Александр Николаевич Матвеенко работал в отделе по спорту администрации Романовского района. Он пригласил к себе на работу. «Будем возрождать в районе футбол», — говорил он. — «Возвращайся домой». Баскетболом Александр Николаевич занимался сам, это был его любимый вид спорта. А мечтой было создание районной футбольной команды.
— Почему именно футбол?
— Во-первых, это самый массовый и самый популярный вид спорта во всем мире. Во-вторых, во все времена, даже самые трудные, голодные и военные для многих мальчишек было любимым занятием – гонять мяч по полю, забивать голы в ворота противника. Так я оказался в Романово. Началась тренерская работа. Понимал, что нужно продолжать учиться, получать высшее образование. С дипломом об окончании среднего профессионального образования зачислили сразу на 3 курс Барнаульского государственного педагогического университета на заочное отделение факультета физической подготовки. А через год пришла повестка в военкомат.
— Проходил срочную службу уже достаточно взрослым призывником?
— Мне было 25 лет. Через год службы в ракетных войсках вернулся и продолжил обучение. Диплом получил в 2013 году и опять тренерская работа в ДЮСШ, но теперь только баскетбола. После трагической гибели Александра Николаевича продолжил его дело.
— А как же футбол?
— Футбол — азартная, увлекательная игра, где кроме желания, необходимо хорошее здоровье. Бегать по полю без отдыха могут и хотят не многие. Мечту Александра Николаевича осуществить, увы, не удалось. В Романовском районе так и нет футбольной команды.
— Еще лет 10 назад самым любимым уроком для мальчишек был урок физкультуры. Сейчас отношение к этому предмету кардинально изменилось. Многие ученики стараются взять справку, освобождение, чтобы не идти в спортзал. В чем причина?
— Причин несколько. Самая главная – дети не хотят прилагать никаких усилий. Проще поиграть в игры на телефоне и компьютере, чем бегать по полю или спортзалу. Уменьшилось количество детей, которые относятся к 1 группе здоровья. Не заинтересованы и родители, чтобы их дети правильно питались, делали зарядку, занимались спортом.
— Успех спортсмена во многом зависит от тренера. Ты себя считаешь жестким тренером?
– Я работаю с детьми. Метод «кнута и пряника» никто не отменял в любом воспитательном процессе. Чем младше возраст, тем чаще нужно хвалить, иначе ребенок сломается, потеряет веру в себя, в успех. Малыши очень болезненно воспринимают поражение, но зато после победы, даже самой незначительной, эмоции выплескиваются через край. К старшим воспитанникам требования другие, более строгие.
— Нет обиды у игроков на критику тренера?
— Нет, они видят свои ошибки, понимают. В любой ситуации ребят нужно приободрить, дать возможность верить в свои силы, в успех. На Всероссийских соревнованиях в Нижнем Новгороде после игры старался отвлечь ребят от предстоящего матча. Ходили с ними в кинотеатр, на хоккей, гуляли по городу.
— Наблюдая за поведение тренера во время игры, видно, какие эмоции он испытывает. Как удается себя сдерживать?
— По-разному, иногда из-за глупой ошибки игроков спасает сильный удар рукой об стенку, иногда грубые слова. А если победа! Всплеск адреналина.
— Во время игры тренер делает замечания своей команде. Команда слышит слова наставника?
— Конечно, слышит. Я вижу игру по-другому, чем игроки на площадке. Вижу ошибки. Если игрок совершает их повторно, отправляю на скамью запасных. От эмоции в спорте зависит очень многое, особенно в женском. Мужчины более сдержанны, но иногда и они перестают думать головой. После каждой игры обязательно проходит «разбор полётов».
— Даже если победа?
— Даже если победа. А если поражение, то анализу игры уделяется больше внимания, стараемся разобрать все ошибки и недочеты.
— Хороший тренер может сделать спортсмена из любого человека, даже если он к этому не приспособлен. Поделись секретом. Как вырастить чемпиона?
— Особого секрета нет. Все зависит от самого ребенка, от его желания и трудолюбия, силы воли, умения преодолевать трудности.
— В спорте, как и в искусстве, успех зависит от таланта. Но, увы, талантливым рождается далеко не каждый. А если к тебе придет ребёнок слабенький, маленький, худой или наоборот полный. Откажешься с таким работать?
— Конечно, нет. Главное, чтобы было желание. Даже если не будет высоких результатов, ребенок будет заниматься спортом для себя, для своего здоровья.
— Для меня, человека далекого от спорта, всегда казалось, что в баскетбол должны играть те, у кого рост не ниже 1 м 80 см. Глядя, как играют на площадке Дмитрий Губарь, Дмитрий Дайнес и многие другие ребята, понимаю, что рост не самое главное в баскетболе.
— Конечно, не главное. Желание, сила воли и упорство. Это самые основные качества, которые необходимы в любом виде спорта. А мастерство, работа в команде, техника игры, тактические приемы — все это появится со временем.
— Для каждого педагога самым памятным является первый выпуск. Кто были твои первые баскетболисты?
— Самыми первыми были Егор Прищепа, Степан Костенко, Павел Фомин, Никита Кулеш, Максим Тин, Михаил Киян, Иван Анисимов, Андрей Яшкун. Я благодарен всем своим мальчишкам, что они полюбили баскетбол, не бросили им заниматься и после окончания школы. Рад, что Дмитрий Губарь и Артём Прищепа сейчас играют в баскетбол в команде своего университета.
— За 15 лет тренерской работы ты воспитал ни одно поколение баскетболистов. Впервые команда из алтайского села стала финалистом чемпионата России «КЭС-Баскет», который проходил год назад в Нижнем Новгороде. Обычно в спорте расторгают контракт, если команда не добивается больших успехов. Твои мальчишки не раз доказывали, что они лучшие. Не было обиды, что команда, которую ты воспитал, вложил много сил, не получая за это деньги, передали другому тренеру?
— Основная причина ухода с тренерской работы — отсутствие взаимопонимания с руководством спортивной школы. Рад, что мальчишки продолжают заниматься, верю, что у баскетбола в нашем районе есть и настоящее, и будущее.
— Сейчас ты являешься наставником для совсем юных спортсменов – учащихся 2-3 классов. В твоей жизни были люди, которые сыграли большую роль в становлении, воспитании?
— Считаю, мне повезло. В разные периоды жизни рядом были мужчины, которые помогли, подсказали. Это Вячеслав Николаевич Матвеенко, Александр Григорьевич Абраменко, Сергей Анатольевич Шестак, Александр Николаевич Матвеенко. Все они научили меня самому главному – верить в себя! Спасибо им за это.
А мы верим, что с таким тренером, каким являешься ты, у спортсменов нашей школы будет много спортивных побед и достижений.
Беседу вела А. Кондакова.