Молодость — это время дерзаний, поисков, открытий и реализации самых смелых надежд и планов. Молодые педагоги создают новое, общаются с детьми и вдохновляют их, внедряют новые идеи в старые учебные планы, успевают следить за инновациями и развитием образования. Таким педагогом является самый молодой учитель Романовской средней школы — Голенко Дарья Евгеньевна.
— Путь к профессии может быть разным: случайным или осознанным, трудным или легким, удачным или ошибочным. Для тебя он был каким?
— Конечно, осознанным. О том, что буду работать с детьми, мечтала с 1 класса. Очень хотелось быть похожей на своего первого учителя Скульбеда Наталью Владимировну. Также учить малышей читать и писать, ставить оценки в журнал, красиво писать показы в прописи, быть строгой, но справедливой учительницей. Очень нравились уроки русского языка и литературы, которые вела Меняйло Татьяна Александровна. Ее речь, манера, умение донести материал до учеников, завораживали и восхищали. Представляла, как я веду урок, а ученики с интересом слушают каждое мое слово. Особую роль в школьной жизни и выборе профессии, конечно же, сыграла Семенко Анна Георгиевна. Она была классным руководителем. За ее внешней строгостью и требовательностью скрывался очень добрый человек. Так что было с кого брать пример и на кого равняться.
— Почему решила уйти после окончания основной школы, не пошла учиться в 10 класс?
— О том, что делать после 9 класса, решали всей семьей. Я не хотела идти в 10 класс, боялась, что плохо сдам ЕГЭ и никуда не смогу поступить. То, что это будет педагогический колледж, сомнений не было. А вот какой факультет — выбирали на семейном совете. Не могла определиться, что лучше: учитель начальных классов или воспитатель детского сада. Решающим было слово отца. Я отношусь еще к тому поколению, когда к мнению родителей прислушивались. Всегда, даже сейчас, прежде чем принять какое-то решение, спрашиваю себя: «А что скажут родители?» «Как они к этому отнесутся?» Тем более понимала, что оплачивать учебу будут они. А деньги легко никому не достаются.
— Трудно было в 16 лет начинать жить отдельно от мамы и папы?
— Нет. Самостоятельной жизни не боялась. К бытовым условиям в общежитие относилась нормально, с дисциплиной было строго, но меня все устраивало. Вместе с девчонками пытались создать в комнате уют, деньги старалась экономить. Училась хорошо, поэтому, когда после 3 сессии перевели на бюджет, очень радовалась, понимала, что родителям будет легче.
— Что можешь сказать о педагогическом колледже?
— Подготовка в колледже была хорошая. Со 2 курса начиналась практика, ходили в школу, знакомились с работой учителя, которые делились с нами опытом, помогали разработать конспект урока, подготовить презентацию. Очень пригодилась в работе практика «Первые дни ребенка в школе». В течение 10 дней посещали уроки и наблюдали за первоклассниками, как они привыкают к школе, работают на уроках, ведут себя на переменах, какие задание нужно дать в ходе урока, если внимание учеников ослабевает. Считаю, что Барнаульский педагогический колледж дает студентам хорошие не только теоретические знания, но и практические навыки.
— Закончила колледж и к нам в школу молодым педагогом. Страшно было?
— Конечно, страшно. Очень боялась не оправдать надежды своих учителей. Понимала, что мне, молодому педагогу, доверили самых маленьких учеников. Я и мои родители слышали, что «говорит деревня»: молодая, неопытная, в декрет уйдет, ничему наших детей не научит. Понимала, что через это проходит каждый начинающий учитель, поэтому старалась не принимать близко к сердцу. Спасибо родителям, которые поддержали, администрации школы, которые поверили в меня.
— Расскажи про свой первый рабочий день. Какие эмоции испытывала?
— 1 сентября 2018 года для нашей семьи был особым днем. Родители отправляли в школу не только младшую Ульяну, но и меня – двадцатилетнюю дочь. Я видела, как радуются, что иду работать в школу, как волнуются и переживают. В конце августа познакомилась со многими родителями класса, приготовили с ними кабинет. А ночами думала, как проведу свой первый урок. С чего начать? Какие слова сказать? После торжественной линейки вместе со мной в класс зашла Шадринцева Ольга Викторовна, представила родителям и первоклассникам, сказала слова напутствия, пожелала удачи и ушла. Когда закрылась дверь, ноги от страха начали дрожать, видела, как внимательно наблюдают мамы и папы, смотрят первоклассники, которые были напуганы не меньше меня, и переживала, что все, что запланировала, отрепетировала, забуду. Очень боялась не оправдать их надежды. Поэтому к каждому уроку относилась со всей ответственностью, много времени проводила за подготовкой конспекта. Конечно, понимала, не все получалось, не было никакого опыта, но желание идти в класс не пропадало. Спасибо учителям начальных классов за поддержку, методическую помощь, спасибо родителям за понимание. Спасибо моим самым первым ученикам.
— В этом году 1 сентября тебя встречали другие первоклассники. И как это — 2 раз в 1 класс? Есть отличия?
— Кажется, что они другие, не такие усидчивые и спокойные. Но это естественно. Одинаковых детей и классов быть не может. Теперь появился хоть небольшой, но опыт. Стараюсь учесть предыдущие ошибки, добавить в планы урока новые задания. Мне кажется, стала более строгой и требовательной. Как говорит моя сестра: «Ты и дома включаешь в себе учительницу. Учишь и учишь».
— Как думаешь, почему молодые учителя не идут работать в школу?
— Возможно, боятся испытать трудности в общении с детьми, ведь нужно понимать, что все ученики очень разные и к каждому нужно найти подход. Не готовы разделять свое свободное время с работой. Нужно «жить» вместе с учениками по выходным, праздникам, быть на связи и поздно вечером, и в отпуске. Боятся, что родители не будут воспринимать молодого учителя, поэтому очень важно найти общий язык не только с учениками, но и родителями. Не менее важной причиной является низкая заработная плата. Ни в институте, ни в колледже студентам не говорят, что ставка учителя составляет 8988 рублей.
— Даша, что посоветуешь тем, кто пришел или собирается начинать свою педагогическую деятельность?
— Никогда не стесняться спрашивать совета у коллег. Они всегда помогут, подскажут, передадут опыт. Не надо сравнивать себя с другими молодыми учителями. Опыт приходит со временем, с каждым годом становится работать легче. А самое главное – ничего не бояться. Лучше попробовать и понять, что педагогика – это не мое, чем жалеть всю жизнь, что не пытался себя реализовать. Уйти из школы никогда не поздно. Но если есть желание работать с детьми, обязательно идите в класс к ученикам!
— Значит, у тебя разочарование не наступило?
— Нет. Появился интерес. Какие они будут, мои ученики, в конце четверти, учебного года. Чему мы научимся, что получится у меня.
— Поэтому и поступила в педагогический университет?
— Я понимала, что высшее образование необходимо, но хотела после окончания колледжа годик отдохнуть, поработать в школе, а затем поступать. И опять послушала отца, который считал, что не нужно терять времени, тем более Дима проходил срочную службу, рядом его не было. «Учись, — сказал отец, — мы поможем!» Отдала документы в педагогический университет на заочное обучение, поступила на бюджет.
— В нашем коллективе давно никто из педагогов не выходил замуж, не устраивал семейную жизнь, поэтому некоторые с любопытством наблюдали за развитием вашего с Димой романа. Если не секрет: это была любовь с первого взгляда?
— Ой, нет, точно ни с первого, и даже ни с 3 взгляда.
— Как Диме удалось покорить твое сердце? Как вы познакомились?
— Покорил своей настойчивостью. А знакомством нашу самую первую встречу назвать сложно. После 2 курса летом гуляли с подругой по центру села, обратила внимание, что кто-то пристально за мной наблюдает. Он показался мне взрослым мужчиной, абсолютно не произвел никакого впечатления, даже немного напугал, и мы ушли домой. На сайте Одноклассники пришло сообщение с предложением встретиться. Подумала: зачем мне это надо? И отказала. Прошел ровно год. В конце августа нужно было ехать на учебу, мы с мамой весь день копали картошку. Вечером зашла в дом и увидела в телефоне огромное количество пропущенных звонков с незнакомого номера. Удивилась, кому я так была нужна. Когда в очередной раз раздался звонок, услышала мужской голос: «Привет!» Ответ мой был довольно лаконичным: «Я вас не знаю. Не звоните мне больше». И положила трубку. Но звонки не прекращались, настойчивость начала раздражать. Мужской голос пытался объяснить, что видел меня год назад и очень хотел бы встретиться. А на его вопрос: «Какие планы на сегодняшний вечер?» Резко ответила: «Какие планы могут у человека после картошки? Помыться в бане и лечь отдохнуть». Поэтому, когда вечером раздался еще раз звонок, вышла за калитку в надежде высказать все, что думаю о нем и послать куда-нибудь подальше.
— Но все пошло совсем не так?
— Объяснить не могу, что произошло, когда встретились, почему села в машину, завела разговор. Мы катались по Романово, Дима не замолкал, рассказывал о себе, своей семье. Когда купил все сорта шоколадок, которые были в кафе, понимала, что пытается произвести впечатление. После этого свидания звонил каждый вечер, но мы не виделись. Подходило время уезжать учиться, отец обещал отпроситься с работы, но у него не получалось, и Дима проявил настойчивость, твердо сказав, что отвезет сам. Боялась сообщить об этом родителям. Что скажут, узнав, что собираюсь в город с парнем, которого видела всего один раз? Но мама после долгих расспросов: кто он, откуда родом, кто родители, где учится — на удивление согласилась. Провожать меня вышла вся семья. Это были «смотрины», которые Дима достойно пережил. Но даже после знакомства с его родителями, не определилась до конца: что это — любовь или просто увлечение?
— И как прошла встреча? Как приняла семья Димы?
— Встреча была в городе на семейном празднике. Дима, представляя меня, не сказал, что я его девушка. Хотя видела, как серьезно родители к этому отнеслись, я была первой девушкой, с кем он их познакомил. Обратила внимание, какие они дружные, какие хорошие теплые отношения в семье, с родными, друзьями. На прощание Юрий Алексеевич обнял и поцеловал в щеку. «Принял!» — сказал Дима.
— И дело пошло к свадьбе?
— Нет. Я продолжала учебу, Дима работал в Романово, общались по телефону. Иногда он приезжал к моим родителям, даже если их не было дома, оставлял на крыльце подарок: арбуз, фрукты. Со стороны, наверное, это казалось странным. А потом вообще стал жить у них. Сказал мне, что у них никогда не было сына, а теперь будет взрослый 23-летний. Родители приняли Диму хорошо, он вообще умеет находить контакт со всеми людьми, это передалось от родителей. Пожил недолго, пришла повестка. После армии начали снимать жилье, решили попробовать жить самостоятельно. Понимали, что свадьба должна состояться, но хотели сами заработать, чтобы не зависеть от родителей. Хотя без их помощи молодой семье трудно. Была свадьба, веселая и шумная. Дом купили, мечтали построить со временем большой и светлый, но все пошло совсем не так. Сначала пожар, потом смерть Юрия Алексеевича, поиски отца, расставание с Димой. О большом светлом доме пришлось на время забыть и вернуться с сыном в родительский дом. Вместе с мамой и сестрой легче перенести все проблемы, навалившиеся на нас почти одновременно. Так получилось, что самым радостным событием за последнее время для всех нас стало рождения нашего сына Юры.
— Самым первым тяжелым испытанием стала трагическая гибель старшей сестры?
— Хорошо помню этот день. Мне было 11 лет. Юля уехала на велосипеде к бабушке. Уже темнело, а она не возвращалась. Стало тревожно. Телефонный звонок из милиции, крик мамы, суматоха, больничный коридор и ожидание… Эта была первая смерть близкого человека. После смерти Юли в нашей семье все изменилось. На маму и бабушку было больно смотреть. Они изменились внешне, перестали улыбаться, каждая винила себя в ее смерти. Бабушка каждый день ходила на могилу внучки. Неизвестно, чем бы все закончилось, но рождение Ульяны вернуло всех к жизни. Теперь страх за нее и сына передался и мне.
— А год назад новое испытание?
— 11 мая 2022 года все было, как всегда. Мы были в гостях у родителей, отец говорил, что в субботу будем сажать огород, обсуждали планы о покупке для нас дома. Куда-то уходить он, точно не собирался. Потом поиски и ожидание. Скоро будет год, а никаких зацепок. Ожидание и неизвестность – этим и живет наша семья. Вещи отца так и лежат на полках в шкафу.
— Действительно, нелегким оказался для тебя прошедший год. Многое пришлось переосмыслить?
— После расставания с Димой поняла, как мне с ним хорошо, спокойно и уютно. Я действительно за ним как за каменной стеной. Он решал все семейные, бытовые проблемы. Для него семья – самое главное. Так воспитал его отец, так заведено в их семье. И это правильно. Без него пусто, тоскливо и одиноко. Я все понимаю и осознаю, что так надо, что Диме намного сложнее, чем мне, но так хочется жить все вместе, вместе наблюдать, как растет наш сын, мечтать о большом доме, семейном счастье и радоваться каждому дню. Очень надеюсь, что скоро моя мечта осуществится.
— Вот такая она – наша Даша! Добрая, красивая, отзывчивая, тактичная, хорошо воспитанная и ответственная. Совсем недавно она получила диплом об окончании Барнаульского государственного педагогического университета. Ее отец и отец Димы очень бы этим гордились. Мы поздравляем Дашу с наступающим 25-летием! Пусть в жизни будет как можно больше счастливых и радостных моментов. Пусть как можно скорее сильные мужские руки Димы обнимут ее вместе с сыном.
Беседу вела Антонина Кондакова