Какой настоящий географ не любит путешествий!? Учитель географии Романовской средней школы Бескоровайная Татьяна Михайловна каждое лето отправляется в пеший поход по тропам Горного Алтая, запечатлевая самые яркие события на фотографиях, описывая их в своих работах и рассказах, заражая окружающих любовью к красотам родного Алтая. О ее хобби и увлечении и состоялась наша беседа.
-Татьяна Михайловна, Вы родились и учились в Романово. Откуда у жителя равнины появилась любовь к путешествиям, горам и рекам?
В детстве мы слушали песни Владимира Высоцкого. Ребята из старших классов, подражая исполнителю, с хрипотцой под гитару пели: «И спускаемся вниз с покорённых вершин, оставляя в горах, оставляя в горах своё сердце…». Мир гор в моем воображении казался миром надежных, честных, смелых людей. В 1980 г Анатолий Иванович Лапко повез группу учащихся в Горный Алтай на турбазу «Юность». Так впервые оказалась в горах. Конечно, тогда еще не знала, что в моей жизни будет много гор, но это был знак судьбы.
— С горами был связан выбор профессии?
— Выбирала не профессию, а место, где буду учиться. Мечтала, как буду жить и работать возле моря или гор, и чтобы находились они недалеко от дома. Море вблизи не наблюдалось, а горы были в Горном Алтае. Посмотрела в справочнике для поступающих все учебные заведения, которые там имелись, и выбрала педагогический институт.
— Почему география? Это был любимый школьный предмет?
— В школе любимым предметом была математика, но видела, какое огромное количество тетрадей собирает после уроков Рощик Лидия Михайловна, поэтому математика и русский язык в мои планы не входили. Выбор остановился на географо-биологическом факультете.
— До поступления была в городе Горно — Алтайске?
— Нет. Видела на карте, что там горы, слышала от знакомых рассказы о красоте окружающей природы и поехала. Город мне очень понравился. Тихий, красивый, уютный. Место, где был учебный корпус и общежитие напоминало домашнюю спокойную обстановку. Когда поступила, оказалось, что вместе со мной на курсе будут учиться еще 5 человек из Романовского района. С однокурсниками сдружились быстро. Очень хорошая поддержка была со стороны педагогического коллектива, декана факультета.
— Что из студенческой жизни запомнилось больше всего?
— Запомнились многочисленные практики. Первым испытанием был сенокос. Несмотря на то, что родилась и выросла в селе, косу в руках никогда не держала. Она постоянно врезалась в землю и никак не хотела косить траву. Мы видели, как над нами хихикали наши однокурсницы – алтайки, у которых трава ложилась ровными рядами. Но сильно не огорчались, относились к работе с юмором. Жили в местном ДК, возле самой реки была баня, которую нам топили каждый вечер местные жители, они привозили картошку, баранину, а еду мы готовили сами. Вторым испытанием была работа на сакмане. Весной нас снимали с учебного процесса и отправляли на месяц по стоянкам. Мы с подругой оказались в алтайской семье в Кош-Агачском районе. Хозяин выдал нам по лошади, показал, как ее запрягать и отправил пасти овец.
— Сложно назвать эту работу легкой, особенно для 18 летних девчонок. Страшно было?
— Нет, страх и юность вещи несовместимы. Мое поколение было воспитано на лозунге: «Партия сказала: «Надо!» Комсомол ответил: «Есть!». Мы выросли хорошими исполнителями – нам сказали – мы сделали. Тем более, тех, кто не прошел практику, отчисляли из комсомола и института. Ни к тому, ни к другому морально готова не была.
— Что было самым сложным?
— Самым сложным было отсутствие условий, чтобы помыться. Когда перевели на другую стоянку, где была баня, нашей радости не было предела. Мы ухаживали за маленькими ягнятами, поили их, стригли овец. Хозяйка показывала, что делать – мы делали. Кстати, за время нашей практики ни один ягненок не умер. Вообще, мы многому там научились. Впервые запрягала лошадь в сани, в первый раз взяла в руки ножницы и стригла овец.
— Получалось?
— Конечно нет. Любой опыт приходит со временем. После такой «школы выживания» следующая полевая практика воспринималась как увлечение. С палатками, рюкзаками нас привезли в с. Клепиково – место, которое в народе называлось «комариное».
— И чем Вы там занимались? Комаров изучали?
— Наблюдали за рекой, брали пробы воды, почвы, ловили бабочек, собирали гербарий, все наблюдения записывали в дневник. Свежий воздух, красивая природа, нетрудная работа – все нам нравилось. Когда на дороге встретили двух ужей, руководитель заставила каждого из нас взять их в руки.
— Зачем?
— Чтобы преодолеть страх перед всеми ползающими, летающими и пресмыкающимися. «Впереди у вас длинная жизнь, вам предстоит, работая в школе, ходить с учениками в походы, вы обязаны быть готовыми к встрече с любыми неожиданностями», — утверждал педагог.
— Смогла взять в руки? Не испугалась?
— Нет. Не испугалась. Во-первых, я не из тех, кто при виде мышей или змей падает в обморок. Во- вторых, понимала, что уж не ядовитая змея. Кстати, перешагнуть барьер смогли не все мои однокурсники.
— Как хорошо, что я выбрала филологический факультет. В сравнении с вами у нас никаких стрессов и школ выживания не было. Все намного проще.
— Это сейчас со временем оценивается все иначе. А тогда – отсутствие элементарных бытовых условий, жизнь по 1,5 – 2 месяца у чужих людей, где выполняли работу, к которой не были готовы – воспринималось как необходимость.
— Согласна с тобой. А более позитивная практика была предусмотрена в период обучения в институте?
— Интересных и забавных случаев было немало. Одним из заданий очередной практики был сбор коллекции горных пород на выходе скальных пород. Мы излазили всю гору, но большого разнообразия не увидели, нашли только сланцы. Подруга сказала, что у знакомого есть большая коллекция камней. «Давайте разбавим!» Мы как-то очень быстро согласились на такую аферу и добавили в нашу коллекцию камни. «Вы и это нашли? – удивился преподаватель, принимая нашу работу. «Да!», — с гордостью ответили мы. Хорошо, что он был с чувством юмора, зачет нам поставил и сказал, что руды в этой горе нет и быть не может. Так что больше ни на какие хитрости мы не соглашались.
— Из твоего рассказа все больше складывается впечатление, что ты поступила в сельскохозяйственный институт, а не в педагогический. А в школе практика была?
— Две педагогические практики после 3 и после 4 курса проходили в г. Горно-Алтайске: одна в русской школе, а вторая в алтайской школе-интернате. Но как-то особого впечатления они не оставили. В русской школе было все привычно, а вот в алтайской чувствовалось влияние национальных традиций. Конечно, видела и понимала, что в алтайских селах своя культура. Их жизнь кардинально отличалась от привычных для нас устоев. С этим мы столкнулись еще во время жизни на стоянке.
— После окончания института было государственное распределение? Не было страха, что придется работать в алтайской школе?
— Распределение было, но меня ждали в родной школе. Екатерина Ивановна Костенко уходила на заслуженный отдых, вместо нее 1 сентября 1989 года меня приняли учителем географии в Романовскую среднюю школу и дали классное руководство в 9 классе.
— Как это – вернуться в родную школу в статусе учителя?
— Боялась, что коллеги будут относиться ко мне как к ученице. Вначале было непривычно, что обращаются ко мне по имени и отчеству. Спасибо им огромное за поддержку. Особую помощь и внимание ощущала от моего классного руководителя Рощик Лидии Михайловны. Она поддерживала и верила, что из меня получится настоящий учитель. Спасибо моим самым первым выпускникам 1995 года: Чиркову Олегу, Толмачеву Игорю, Галинскому Виталию, Меняйло Виктору, Коротенко Оле, Камчатовой Оле и всем остальным ребятам, где была классным руководителем. Всех их вспоминаю с теплотой.
— Я являюсь подписчицей твоих социальных сетей, всегда с интересом смотрю новые фотографии и читаю посты. Если честно — восторгаюсь тобой, твоей целеустремленностью. Спасибо и за возможность знакомиться и любоваться величием окружающей природы хотя бы на фотографиях. Давай поговорим о твоем увлечение.
— Увлечение пришло внезапно. Когда вернулась домой после института, очень скучала по горам. Мне не хватало в Романово горного воздуха, скалистых берегов, шумного течения реки. Со временем пришлось смириться, но горы так просто никого не отпускают. Подруга пригласила присоединиться к группе. Позади у ребят был ни один поход, команда была слаженной, поэтому на собрании ко мне – новичку отнеслись настороженно. «Выдержишь?» — читалось в их взглядах. «Конечно, — решила я для себя, — я смогу!»
— Горы и походы требуют не только желания, но и хорошей физической подготовки.
— К физическим нагрузкам, мне казалось, была готова еще с института. У нас не было спортзала, занятия проходили в любую погоду на улице. Дождь или снег – не важно. Преподаватель стояла под зонтиком, а у нас 3 км. бег по пересеченной местности. «Вы – будущие географы, вам ходить в горы, поэтому необходима хорошая подготовка». Зимой лыжи, и одежда была не такая как сейчас: никаких лыжных костюмов. Двое штанов, две теплые кофточки, варежки, шапка и вперед! Поэтому, была уверена, что горы мне покорятся любые.
-И как? Покорились?
— Первый поход был рассчитан на неделю. Поднялись на Мультинские озера (одно из самых красивых мест в Горном Алтае), пошли на Детский перевал (название совсем не совпадает с уровнем сложности). Уже на 2 день мой организм испытал шок. Спина ныла, ноги не хотели идти, руки не слушались. Но сдаваться я не любила никогда, чем сложнее, тем интереснее, перебрала рюкзак, чтобы было удобнее и в путь. Иногда все-таки проскакивала мысль: «Таня, зачем тебе это надо? Чего тебе не сидится дома?». «Все, больше никуда и никогда, только бы вернуться домой!» — Но, покорив очередную вершину, испытываешь такой восторг. Восторг от красоты, которую хочется запомнить. Восторг от того, что смогла!
— Как долго длится твое увлечение? Не было желания перейти на более спокойное занятие?
— Возвращаешься домой с незабываемыми впечатлениями, рассматриваешь фотографии, вспоминаешь забавные случаи и ближе к лету начинаешь обдумывать новый маршрут, покупать удобную обувь, одежду и обсуждать в группе единомышленников: «Когда?» «Куда?» «Что берем?» И так на протяжении 13 лет. Огромный рюкзак, фотоаппарат и желание двигаться вперед.
— Расскажи о тех местах, где уже побывала.
— Самый длинный поход длился 16 дней. Описать красоты Горного Алтая невозможно. Это нужно видеть. Мультинские озера, Аккем – подножие Белухи, долина Ярлу и камень Рериха, озеро Тайменье, озеро Дарашколь, перевал Крепкий – все это я прошла, все это увидела своими глазами. Огромное впечатление осталось от посещения Марсово поля, Уларских водопадов, Гейзерного озера, памятника природы – Каменные грибы. Природа создала уникальную зону. Она подарила человечеству неповторимую красоту! Этой красотой нужно любоваться и нужно беречь.
— Ты с огромной любовью описываешь красоты Горного Алтая. Если была бы возможность побывать в других местах нашей страны, куда бы поехала?
— Конечно, я много где не была и вряд ли уже побываю, мало увидела красивых мест, которых в России огромное количество. Всегда мечтала увидеть субарктическую тундру, посмотреть, как там живут люди.
— А за границей была?
— За границей, не считая республик Узбекистан, Киргизия, Казахстан, куда ездила студенткой во время практики, нигде не была. Особого впечатления республики не оставили, может потому что была изнуряющая жара, от которой нигде не укрыться. Понравилось озеро Иссык-Куль, где мы и спасались от зноя.
— Скажи честно, возникало желание уехать жить за границу?
— Нет, жить за границей никогда не хотела и не хочу. Только в России! И дело вовсе не в патриотизме. Считаю, что наша страна богата не только природными ресурсами, но и красивыми неповторимыми местами. Стоит только их увидеть!
— На своих уроках рассказываешь ученикам о тех местах, где побывала?
— Конечно, показываю ученикам фотографии, (много лет назад купила цифровой фотоаппарат, который качественно передает изображение). Ребята видят меня с огромным рюкзаком за спиной в окружении великолепной природы, им это интересно, задают много вопросов, особенно, где верхом на лошади.
— Кстати, расскажи об этом немного подробнее.
— Недавно совершила конную прогулку по горам в Чемальском районе. Со времени практики прошло много времени, прошло и бесстрашие, которое свойственно юности. Но мне понравилось. Хотя страх был, просила инструктора дать самую спокойную лошадь. «Они у нас все спокойные, — услышала в ответ», но с лошадью общий язык мы как-то нашли быстро. Вообще в походе очень много зависит от инструктора, его опыта, умения найти контакт с каждым. Не должно быть неоправданного риска. Иногда бывают такие маршруты, где необходимо четко выполнять все слова инструктора: куда поставить правую ногу, за что держаться левой рукой. Горы, реки, перевалы не любят, когда человек ставит себя выше их. Только вместе, только в гармонии.
– Кстати о риске. Горы, реки, сплав по Катуни, конные прогулки – все уже позади. Есть то, к чему пока не готова?
— К прыжкам с парашютом и полету на дельтаплане морально еще не готова. А новых впечатлений ох, как хочется. Так в моей жизни появились лыжи и сноуборд.
— Что было первым?
— Вначале был сноуборд. Хотелось вновь проверить себя: а смогу? Тем более горы – это во время летнего отпуска, а на зимних каникулах сидеть дома совсем не хотелось. И я поехала в горы! Инструктор, парень лет 18, увидев меня и мое неумение стоять на доске, был уверен, что брошу и сдамся. Зря он так считал! Когда после небольшого отдыха пришла к нему и сказала: «Учите!», — он очень удивился моей настойчивости. Не сразу, но стало получаться не просто стоять, но и спускаться с горы. Конечно, падала и поднималась, но то ощущение полета, которое испытываешь во время спуска, того стоит.
— Как много времени понадобилось, чтобы добиться успеха?
— Лет 5 прошло, пока научилась как принято говорить «красиво скользить». «Ура! Получилось!» – решила я и начала искать новое увлечение. Так в моей жизни появились горные лыжи. (жаль, что мои успехи не увидела учитель физкультуры, которая была уверена, что хорошая подготовка нам пригодится). Опять был скептически настроенный инструктор, который был уверен, что в 55 лет становиться на лыжи поздно. На его удивление я встала и поехала! Ох, уж этот характер! Никогда не сдаваться! Да и после сноуборда горные лыжи поддались быстрее. Инструктор решил, что только благодаря его мастерству я так быстро освоила новый для себя вид спорта. Разочаровывать его не стала, что позади долгий путь тренировок на сноуборде.
-Какие планы на ближайшее время?
— В этом году побывала на горе Круглая в г. Белокуриха. Что будет впереди – еще не решила. Но знаю точно – останавливаться не буду! Когда смотришь вниз с горы, видишь великолепие гор, величие столетних деревьев и ощущаешь себя песчинкой. Человеческая жизнь коротка. Нас не будет, а реки будут нести свои воды, горы манить красотой, нужно успеть многое увидеть, ощутить, насладиться богатством природы и получить незабываемые впечатления. Поэтому мой жизненный девиз: «Я иду медленно, но зато никогда не двигаюсь назад!»
Сегодня мы не говорили о том, каким замечательным педагогом является Татьяна Михайловна Бескоровайная. Уверена, об этом известно каждому. Ее профессионализм отмечен на самом высоком уровне. Татьяна Михайловна является победителем конкурса лучших учителей России, награждена Почетной грамотой Министерства образования РФ, ей присвоено почетное звание «Почетный работник общего образования».
Мне хотелось рассказать, какой активной жизнью она живет. Позади не только планы уроков, методические разработки, родительские собрания и классные часы. Позади сотни пройденных километров, десятки перевалов, несчитанное количество рек и ручьёв, запланированных и непредвиденных препятствий и приключений. Татьяна Михайловна, путешествуя, рассказывает людям, живущим в пыльных и душных городах, рабам будничного шума и повседневных мелких забот о девственной чистоте Алтая, чтобы предложить оставить всё и хоть на крыльях мысли перенестись в этот волшебный мир природы. Спасибо ей за это! Мы верим, что Татьяне Михайловне покорятся любые вершины и откроются новые горизонты.
Беседу вела Антонина Кондакова