Выставка-ярмарка «Живое ремесло» на «Бирюзовой Катуни» собрала более 80 мастеров из Алтайского края и регионов России.
Чего только не было на «улицах мастеров»! Разнообразные гончарные изделия, расписная кухонная утварь, детские игрушки-свистульки, лоскутное шитье, самотканые коврики, одежда в фольклорном стиле, расшитая традиционными орнаментами, берестяные поделки, авторские куклы, украшения из бисера и много-много еще чего интересного.
Принято полагать, что ремёсла – удел старых дедушек с седыми бородами, вместе с которыми сами ремёсла уйдут в прошлое. Но это совсем не так. Древние ремёсла возрождают молодые люди. Поделился со мной своими навыками и небольшими секретами мастер по плетению из ивовой лозы Сергей Савчук. Он приехал на фестиваль из Кемеровской области, преподает в одном из учебных заведений г. Кемерово. Занимается ремеслом лозоплетения он не так давно, но уже освоил его во всех тонкостях. Под его руководством я попробовала сплести небольшую подставочку. Мы немного поговорили о его увлечении, которое стало для него работой.
Вообще, на Руси плетение корзин было довольно обычным делом. Почти каждый крестьянин мог при необходимости сплести хорошую корзину. Без корзин в хозяйстве обойтись было трудно. Вот одна из таких корзин, которой уже больше полувека и хранится у Сергея, она досталась ему от бабушки. В какой-то момент своей жизни он решил освоить это искусство плетения. Мода постоянно возвращается, вот и сейчас плетеные изделия из лозы пользуются неплохим спросом.
Началом плетения можно считать заготовку материала. Это нужно делать либо осенью, либо ранней весной, пока не начали распускаться почки. Для работы наиболее пригодны молодые побеги кустарниковой ивы. Затем прутья нужно проварить несколько часов и очистить от коры. После этих процедур прутики становятся мягкими и эластичными.
Чтобы сплести небольшую подставку под горячее, мне, по неопытности, пришлось затратить около часа. И это еще при условии, что Сергей мне постоянно помогал и подсказывал. У него же на плетение одной корзины может уйти около четыре часов, в зависимости от замысловатости узоров. Сергей достаточно хорошо освоил это мастерство и теперь обучает этому ребят-студентов.
Завораживают движения рук человека, плетущего корзину. Несколько веточек в руках мастера умело превращаются в изысканный предмет интерьера. Работать с лозой Сергею нравится, и останавливаться на достигнутом он не собирается. Мастер признается, что всегда находится в творческом поиске. Говорит, нужно любить то, что ты делаешь, постоянно развиваться, искать что-то новое. Ведь совершенству нет границ. А еще работать, усердно и много, тогда будут и успех, и результат, и вдохновение.