Принято считать, что учитель – женская профессия. Именно женщины в большей степени обладают такими качествами как усидчивость, стрессоустойчивость, ответственность и дисциплинированность. Почему сегодня мужчина-педагог – это редкость? Почему, получив педагогическое образование, мужчины не спешат идти работать в школу? Разве воспитание – это не мужское дело? Чтобы ответить на эти вопросы, я побеседовала с коллегой — Мяленко Александром Ивановичем
— Александр Иванович, учить детей — мечта детства?
— Нет, конечно. С детства больше привлекал физический труд. Хотелось быстрее сесть за штурвал комбайна, выехать в поле, видеть, как ровными валками ложится пшеница, почувствовать себя взрослым человеком. Любовь к труду, к технике привил учитель восьмилетней школы — Рощик Василий Яковлевич. Он научил азам черчения, деревообработки, а самое главное – в школе появился списанный трактор. И мы, мальчишки, свободное время проводили возле него, разбирали, собирали и мечтали, когда сами сядем за руль. После окончания 8 класса решил поступать в Славгородское педагогическое училище на учителя рисования, трудового обучения, физкультуры. Но родители сказали, что рано отпускать в самостоятельную жизнь. Сначала получи среднее образование. О том, что пошел в 9 класс не пожалел ни разу. И вновь любимым школьным предметом стали уроки трактороведения. Теперь уже Брагин Василий Егорович учил нас не только теории, но и практике. Нас было 8 человек, мечтающих быстрее начать работать. Нам обещали, что на следующую уборку урожая, после 9 класса, дадут новые комбайны. Как мы ждали этого момента!
— И как? Не обманули?
— Новые комбайны, конечно, не доверили. Обещали только после получения удостоверения. Когда окончил десятилетку, мечта исполнилась. С огромным желанием просыпался утром, заводил мотоцикл и быстрее в поле. Тишина магическая, слышно, как птицы поют, кукушки вдали кукуют. Что еще нужно для счастья семнадцатилетнему мальчишке? Только штурвал комбайна. Поэтому после окончания школы пошел работать в совхоз «53 Октябрь», а ближе к армии отучился в Алейской автошколе, получил водительское удостоверение и сел за руль новой автомашины. Так что в педагогику мой путь был совсем не коротким. Осенью 1987 года, когда получил повестку, мечтал о службе в пограничных войсках, но пришлось служить за 6,5 тыс. километров от дома в Германии.
— Что больше всего удивило сельского парня в чужой стране?
— Поразила инфраструктура, отсутствие решеток в магазинах на нижних этажах, продукты, которые поставщики оставляли на улице до открытия магазинов, и они лежали без охраны до прихода продавцов, ну и конечно, изобилие товаров. Впечатление оставил ночной Берлин. Когда в отпуск домой и обратно в часть ехал на поезде, увидел Польшу, Белоруссию, запад России. Так что считаю, мне повезло.
— Вернулся домой, повзрослев на 2 года, и решил, всё — педагогика – это мое?
— Приехал домой, ноябрь 1989 года, думаю, отдохну, сколько положено и в совхоз. Но судьба распорядилась иначе. Я вообще считаю, что многое в жизни зависит от случая. Отдохнуть не удалось. Заведующая районо Кулакова Э.А. предложила поработать в Грановской школе учителем физической культуры, временно на период декретного отпуска Тучиной З.М. Вот с этого момента, не имея никакого педагогического образования, и началось мое знакомство с профессией учителя.
— Не было ощущения, что Грановка – в какой-то степени ссылка?
— Нет. Молодость, романтика, желание попробовать себя в новом деле – все воспринималось позитивно. Пригодились мои 3,5 класса обучения в музыкальной школе. Собрал возле себя таких же единомышленников, создали ансамбль, вечерами играли в сельском клубе, проводили вечера, танцы. Временное замещение растянулось на целые 7 лет. Все это время жил в зале на диване в семье Зои Михайловны.
— Как удивительно изменилось отношение к работе. Сейчас и за миллион работать в школу не спешат, тем более жить у кого-то на квартире. Скажи, за эти 7 лет работы, не наступало разочарование в работе с детьми?
— Нет. Работа в школе увлекла. Поэтому в 1992 году поступил заочно в Бийский педагогический институт на индустриально-педагогический факультет. Учиться было легко: был опыт работы в школе и пригодились знания черчения, полученные в школе. Весной 1997 года, когда открылся Романовский детский дом, пригласили работать инструктором по труду. Воспитанники — дети, требующие особого подхода. Сегодня они хотят работать, завтра настроение изменилось, интерес пропал. И вновь было желание учиться и учить. Была новая материальная база: новые верстаки, станки, все, что было нужно, закупалось. Было приятно видеть, когда у мальчишек и девчонок получалось, с какой радостью держали они в руках поделку, сделанную своими руками. А когда в Романовской средней школе стал необходим учитель технологии, Савченко Наталья Павловна уговорила совмещать обе должности. Но со временем понял, что совместительство занимает много сил и времени, поэтому выбрал школу.
— Теперь понятно, почему ты умеешь выполнять любую работу и делаешь ее качественно. Работа учителя не заканчивается после уроков. Много времени занимает подготовка к урокам дома. Как члены семьи относятся к твоей профессии?
— С пониманием. 24 года нашей семье. Жена и дети видят, когда был трудный день, стараются помочь. Все, что умею сам, учу сына. Он будущий хозяин, в жизни обязательно пригодятся эти знания. Я не могу сказать, что меня в детстве воспитывали родители. Они были на работе, уставали, я видел, что нужно помочь, старался, чтобы у них хоть — немного было времени для отдыха. У нас, как и во многих семьях были свои семейные общие дела, которые объединяли. Сейчас редкость, когда все вместе лепят пельмени, квасят капусту, разделывают тушу мяса, строят, ремонтируют. И очень плохо, когда воспитанием занимаются только мамы, сыновьям не с кого брать пример, а тем более увидеть, поучиться хозяйственным навыкам.
— Поэтому учитель — мужчина необходим в школе. Как думаешь, почему после окончания педагогических институтов и колледжей выпускники не хотят идти работать в школу?
— Думаю, причин несколько. Самая основная – низкая заработная плата. Когда студентами начинают подрабатывать в торговых центрах, операторами сотовой связи и получать больше, чем молодой учитель в школе – далеко не каждый захочет отказаться от материального достатка. Вторая причина – сами родители не хотят, чтобы их дети шли работать в школу. Они видят, какая это сложная и ответственная работа и стремятся уберечь их от трудностей. И еще одна причина – отсутствие престижа педагогического труда. Сегодня в любой ситуации прав кто угодно, но только не учитель.
— Как думаешь, в ближайшие годы произойдут какие-то позитивные изменения в образовании?
— А они обязаны быть, иначе через пару лет, когда из школы уйдет сегодняшнее поколение учителей, работающих по призванию, заменить их будет некем.
— Что тебя, как учителя технологии, сегодня не устраивает в школе?
— Если мальчик не видит мужского воспитания дома, никто не показывает, как своими руками выполнить самые простые хозяйственные дела, на уроках технологии за пару часов научить этому очень сложно. Мальчишки 5-6 классов с интересом работают за станками, своими руками делают подарки для своих родных, с гордостью показывая, что у них получилось. Хочется, чтобы программа в 7-8 классах изменилась, и вернулось больше часов для практики. Сейчас нет ни столярных, ни слесарных работ, а есть только теория – ознакомление с производством. Конечно, когда некоторые мальчишки говорят, что дома нет никаких инструментов кроме плоскогубцев, и они никогда самостоятельно не забивали гвоздь, им важно научиться на моих уроках самому простому, но необходимому: соединять шурупами и гвоздями, пилить, строгать, склеивать. Ведь они – будущие мужчины. Время не стоит на месте, технический прогресс вносит все новые и новые требования. Мальчишкам, конечно, интересно бы попробовать себя в 3D программировании, поработать на станках с числовым программированием. Пусть не у всех все будет получаться, но будут те учащиеся, кто увлечется и свое будущее свяжет с моделированием, программированием.
— Ты активно ведешь общественную работу. Скажи, никогда не хотелось на руководящую должность?
— Нет. Такого желания не возникало никогда. Каждая профессия имеет свои положительные и отрицательные стороны, бумажной работы хватает везде, но как отказаться от детских глаз, иногда горящих, иногда испытывающих, а чаще открытых. А депутатская должность и работа в Совете отцов дает возможность хоть чем-то помочь землякам.
— Давай подведем итог нашей беседы: так как же живется учителю — мужчине в школе?
— Замечательно! Я могу назвать себя счастливым человеком. Рядом со мной любимая семья, родители, коллеги, ученики. Это здорово, что за 32 года работы не пропало желание идти на работу, открывать двери мастерской и ждать встречи со своими мальчишками. В школах должны быть учителя — мужчины. Они должны стать для учеников примером, наставником.
Вот такой он мой собеседник – Мяленко Александр Иванович — учитель технологии высшей квалификационной категории, руководитель районного методического объединения, депутат Совета депутатов Романовского района, председатель районного Совета отцов, активный участник художественной самодеятельности. А когда на школьной перемене репетирует Александр Иванович, в музыкальном зале собираются его ученики. Сколько восторга, гордости, уважения в глазах мальчишек! На сцене их учитель, наставник, настоящий мужчина – сильный, надежный, справедливый, хозяйственный, на которого стоит равняться и с кого брать пример. О том, как поет Александр Иванович, рассказать невозможно. Это нужно услышать!
А. Кондакова, заместитель директора Романовской средней школы.