Зная, какими талантами обладает эта женщина, которая великолепно готовит блюда, печет торты, шьет и кроит одежду, а еще поет и читает стихи, трудно представить, что ее профессия связана с законами всемирного тяготения, термодинамикой, движением электронов и всякими другими физическими терминами, которые больше понятны мужчинам.
Сегодняшний «Разговор…» состоится с учителем физики Романовской средней школы – Буценко Натальей Сергеевной, трудовой стаж которой составляет 52 года!
— Наталья Сергеевна, почему физика? Обычно ей увлекаются мальчишки?
— О том, что свяжу свое будущее с физикой, я не думала. Об этом мечтал мой отец — Сапранов Сергей Васильевич, который работал на ЛТЦ – (линейно-технический центр) и занимался обслуживанием телефонов и радио в Романовском районе. Он хотел, чтобы я продолжила его дело, но меня больше привлекала медицина. Поэтому, окончив среднюю школу, решила поступать в Барнаульский медицинский институт. Экзамены сдала, но не прошла по конкурсу. Чтобы не терять год, поехала к родным в Томск, сдала экзамены в университет на факультет электроники и вычислительной техники на вечернее отделение. Город показался холодным, серым и неуютным. Учиться было интересно, факультет только образовался. Мама не могла смириться, что ее 16-летняя дочь вечерами одна возвращается с учебы домой. В каждом письме она слезно просила вернуться. Так продолжалось 2 месяца, а после слов отца: «Пожалей мать», моя учеба закончилась, и я вернулась домой.
— Не было обиды на родителей, что не поддержали, не помогли?
— Нет, обиды не было. А позже, когда сама стала матерью, еще больше поняла, как за меня переживали родители.
— Что было дальше? Времени для поступления на следующий год оставалось достаточно.
— А дальше меня пригласили в родную Романовскую школу работать лаборантом кабинета физики. Опять окунулась в школьную жизнь, активно принимала участие во всех мероприятиях. Учителем физики был Меньшиков Алексей Степанович. В мои обязанности входила подготовка оборудования к лабораторным, практическим работам, помощь ученикам в сборе электрических цепей. Естественно, присутствуя на уроках, невольно повторила весь школьный курс физики. Поэтому летом решила поступать в Горно-Алтайский государственный педагогический институт на физико-математический факультет.
— Почему именно туда? Были же институты и ближе?
— Опять послушала отца, который говорил, что надо выбрать такой институт, где есть 2 специальности. А в Барнауле и Бийске были факультеты или физики, или математики
— Как Горно-Алтайск? Произвел впечатление? Его точно не назовешь серым и неуютным?
— После романовских степей, где постоянно дует ветер, город удивил тишиной, красотой гор, обилием зелени. Учеба давалась легко. Пригодились навыки и знания, полученные лаборантом. Лучше всех в группе разбиралась в схемах пылесоса, стиральной машины, холодильника, легко настраивала технические средства обучения. Была активной участницей художественной самодеятельности, пела в институтском хоре, занималась фотоделом. Считаю, что студенчество – самое лучшее время. Ты уже не ребенок и еще не взрослый. После 3 курса работала на укладке сайры на острове Шикотан. Охотское море, Тихий океан, первый полет на самолете, морской прилив и отлив, смог после землетрясения и извержения вулкана, а еще лайнер «Советский Союз», перестроенный из бывшего корабля Гитлера, на котором мы добирались до места работы — все настолько впечатлило и поразило нас, деревенских детей.
— А еще и рыбы наелись вдоволь?
— Это точно. Лет 10 потом не могла смотреть на рыбу, особенно консервы. А после 4 курса была летняя практика в одном из отдаленных сел Усть-Коксинского района, где в течение месяца работали на заготовке сена. Небольшое село, где жили в основном коренные алтайцы, отсутствие цивилизации и жизнь в юрте – все было для нас, студентов, полной экзотикой. Траву я, конечно, не косила, а готовила еду и кормила однокурсников. Так что со студенчеством у меня связаны яркие воспоминания.
— Прошли 5 лет учебы, окончили институт, и куда дальше? В те годы была обязательная отработка после учебы.
— На распределении узнала, что должна ехать отрабатывать именно в то село, где косили траву. Мы, когда работали, видели здание, точнее старинный ветхий домик, где располагалась школа. Никто из нас, конечно же, не мечтал начинать свою педагогическую деятельность в таком отдаленном селе. Поэтому особого оптимизма не испытывала. Но судьба внесла свои коррективы. Удовиченко Филипп Кириллович — директор Гуселетовской средней школы, где требовался учитель физики, узнав, что я окончила ВУЗ, каким-то образом договорился в крайоно и меня переводом перераспределили в родной Романовский район.
— Помните свой 1 урок?
-Конечно, помню. Это было 1 сентября 1976 года, урок астрономии в 11 классе. Меня, молодого специалиста, которая была старше своих учеников всего на несколько лет, удивило, какие они все высокие, крепкие, взрослые.
— Не было страха, вдруг что-то пойдет не так?
— Я вообще отношусь к тому типу людей, которых сложно чем-то напугать и удивить. Естественно, юноши пытались задать каверзные вопросы, но я легко находила и нахожу ответы на любой вопрос. Что касается профессиональных навыков, мне помогли не только знания, полученные в институте, но и длительная педагогическая практика, которую студенткой проходила в Гилево-Логовской школе. Кроме физики и астрономии догрузили часами рисования, черчения и классным руководством. Так что на подготовку к урокам уходило немало времени. О своих первых выпускниках остались только хорошие воспоминания, мы и спустя много лет после окончания школы, встречаемся, вспоминаем школьные годы. Рада за них, что у них все хорошо, все уже взрослые состоявшиеся люди, у которых есть дети и внуки.
— Если Вас все устраивало в Гуселетовской школе, почему не остались там дальше?
— В 1984 году умер отец, который жил в Романово вместе со своей мамой, моей бабушкой. Оставаться одна она не могла, поэтому мне с семьей пришлось вернуться домой.
— Значит опять родная Романовская школа?
— Нет. Места учителя физики на тот момент не было. Поэтому, когда пригласили работать инструктором отдела пропаганды РК КПСС, дала согласие.
— Как новая работа? Она же отличалась от работы педагога?
— Было интересно. Я участвовала во всех мероприятиях, побывала в каждой школе района, присутствовала на уроках, школьных линейках, праздниках. В принципе, от школы далеко не ушла.
— Вы были членом партии?
— Да, с 1980 года, поэтому меня и пригласили на работу в райком.
— Судьба дала шанс начать новую жизнь.
— Судьба распорядилась по — другому. Через 4 года партийной работы год была завучем по учебной части в Романовском ПУ №76, и как только появилась вакансия в школе, с удовольствием вернулась к ученикам и любимой физике, где и работаю уже 33 года.
— Значит, мечту отца Вы осуществили — жизнь тесно связала вас с физикой.
— От генетики никуда не уйдешь. Все мои умения достались от родителей. От мамы, кстати, ее таланты. Она замечательно пела, хотя нигде этому не училась. От нее передалось умение шить, кроить, печь и готовить.
— Я пробовала ваш торт «Птичье молоко», вкус которого забыть сложно. У вашей семьи было любимое блюдо? Что чаще всего просили приготовить муж и сыновья?
— Мои сыновья и муж к пище были непривередливы. Поэтому не составляло особого труда угодить. Готовила самые обыденные блюда: борщ с пампушками, суп с клецками, котлеты, пельмени, и конечно, часто пекла.
— Думаю, для Вас не является секретом, что многие женщины не только села, но и Романовского района с завистью смотрели, какие вещи Вы кроили и шили. Они были в единичном экземпляре и идеально сидели по фигуре. Как Вы успевали после работы, подготовки к урокам и проверки тетрадей заниматься любимым делом?
— Для любимого дела всегда найдется время. Я трепетно отношусь к своим и сделанным для кого-то вещам. Для меня любимое дело – антидепрессант. Это и моральный отдых, и переключение на другой вид деятельности, и возможность применить свои знания и умения в другой области. И, конечно же, творчество. Можно творить без оглядки. Для того, чтобы вещь получилась красивой, стильной, модной, надо экспериментировать. А это опять из области физики. Я по натуре смелый человек, не боюсь рисковать, не боюсь браться за новое, еще не знакомое для меня дело.
— Вернемся к физике. В 60-е годы прошлого века, когда активно развивался космос, престиж поступления в политехнические институты был колоссальным. Сейчас вроде научно-технический прогресс не стоит на месте, но почему- то в последние годы так мало в школе учащихся, которые увлекаются физикой. Физика стала не интересна?
— Физика — довольный сложный предмет и не каждый ученик способен ее понять. В стране в течение многих лет в приоритете были и остались юристы и экономисты. Уверена, кто полюбит физику, получив высшее образование, найдет достойное применение своим знаниям. Физика любит пытливых, мыслящих, думающих, умеющих найти выход из любой ситуации с положительным исходом. А таких детей, увы, с каждым годом все меньше.
— Можете вспомнить своих учеников, кому удалось перенять ваш интерес к физике?
— Конечно, помню. Все они разные, каждый по – своему относился к физике и связал свое будущее с моим предметом. Приятно, что благодарны, не забывают мои уроки, искренне делятся своими успехами. Это Рябчинский Виктор, Фомин Павел, Епифанов Никита, Марченко Василий, Карась Татьяна, Ушаков Станислав, Дудин Денис. Из нынешних учеников способности к физике есть у Пешняка Никиты, Петерсон Екатерины. Это неравнодушные ученики, любознательные, думающие, к которым хочется идти на урок. Приятно, когда мои бывшие ученики приводят своих детей в школу и хотят, чтобы физике учила я. Рада, что любовь к моему предмету передалась внучке Виктории, которая учится на 3 курсе АлтГТУ им. И.И. Ползунова на факультете ИВТ (информатика и вычислительная техника). На том самом факультете, куда я поступила и отучилась всего 2 месяца.
— Наталья Сергеевна, если бы была возможность что-то изменить в своей жизни. Изменили бы?
— Нет, несмотря на то, что в моей жизни было много горя, немало потерь, незаслуженных и несправедливых обид, ничего менять в своей жизни я бы не хотела. Значит, это моя судьба, от которой уйти невозможно.
— В течение нашей беседы Вы несколько раз употребили это слово. Вы верите в судьбу?
— Я верю в будущее. Я позитивный человек. Что касается судьбы. Согласно закону сохранения энергии, ничто не берется ни откуда, оно превращается из одного вида в другое. Чтобы что-то иметь, нужно обязательно потерять. По -другому быть не может.
— Будем верить в счастливое будущее?
Будем. Обязательно. А закончить нашу беседу хочу словами Альберта Эйнштейна – основателя современной теории физики. Он считал, что существует очень мощная Сила, которая включает в себя и управляет всеми остальными явлениями, работающими во Вселенной. Эта Вселенская Сила — ЛЮБОВЬ. Для Любви мы живем и умираем. Эта сила все объясняет и дает смысл жизни. Я согласна с его утверждением. Нам всем необходимо уметь любить, сохранить любовь, тогда будет и смысл жизни, и сама жизнь.
Отложив ручку и листочки, мы продолжали беседу. Говорили о школе, учениках, о том, как быстро пролетели годы, о решении Натальи Сергеевны уйти на заслуженный отдых. Рассматривая фотографии, где на смену одним ученикам, приходили другие, видели, как с годами они менялись, взрослели. Рядом с ними взрослели и учителя.
Жизнь не стоит на месте. Уходят на заслуженный отдых учителя, на их место приходят другие. Они не хуже и не лучше, они другие. С уходом из школы Семенко Анны Георгиевны, Сидоренко Ольги Григорьевны, Герстнер Валентины Александровны, Костенко Елены Георгиевны, Кулабуховой Аллы Васильевны и многих других педагогов, отдавших своей профессии ни один десяток лет и воспитавших ни одно поколение учеников, понимаешь, что вместе с ними уходит целая эпоха. Эпоха талантливейших Учителей! К таким Учителям относится и Буценко Наталья Сергеевна. Низкий поклон Вам от всех ваших коллег. Спасибо Вам за все!
А.П. Кондакова