Биология многим учащимся кажется второстепенным школьным предметом, но это совсем не так. На ее уроках дети изучают различные темы, которые позволяют лучше узнать окружающий мир и себя самих, понять, как живые существа взаимодействуют друг с другом и как работают внутренние органы человека, а еще получают первые в жизни знания о генетике и представителях флоры и фауны. На протяжении 35 лет о пестиках и тычинках, фотосинтезе, анатомии и физиологии человека рассказывает ученикам учитель биологии Романовской средней школы Афанасьева Галина Николаевна.
— Любовь ко всему живому на Земле появилась с детства?
— С детства мечтала быть врачом, хотела спасать жизнь людей. В Бурановской начальной школе и Мормышанской основной, где училась, в классе была санитаром. Отвечала за санитарное состояние класса и внешний вид учеников. Очень нравилось носить на рукаве белую повязку с красным крестом, сумочку, где хранились йод, вата, зеленка, оказывать помощь одноклассникам, если они порезались или зацепили занозу. Когда перешла учиться в 9 класс в Гуселетовскую среднюю школу, понимала, что для поступления в медицинский институт надо хорошо знать биологию и химию, поэтому ответственно относилась к изучению этих школьных предметов. Но появилось новое увлечение – туризм. В школе был туристический кружок, руководил которым Рыжов Иван Евгеньевич. Вместе с ним ходили в походы не только по Романовскому и близлежащим районам, но и по Горному Алтаю. Увидела горы и влюбилась в них! Они поразили своей красотой, мощью, они манили и не отпускали от себя. Запах костра, ночевка в палатках, водные сплавы на катамаранах, лыжные походы зимой увлекли, интерес к медицине постепенно угас, а появилась мечта – быть ближе к горам.
— Поэтому выбрала Горно-Алтайский педагогический институт?
— Когда узнала, что на географическом факультете во время многочисленных практик студенты много времени проводят в горах, решила, что этот институт для меня. «Меня ждут горы!», — сказала себе и родителям и поехала поступать.
— Родители не удивились твоему выбору?
— Родители отнеслись спокойно. Больше всего была рада моя бабушка – Евдокия Афанасьевна. Я считаю ее великим путешественником. Она любила природу, приучила меня бережно относиться ко всему живому на земле, вместе мы собирали ягоды, ходили за грибами, рыбачили. С ней было интересно. Бабушка прожила трудную жизнь, рассказывала, как тяжело было работать с детских лет, как голодали, как пережили войну. Она любила меня, воспитала, научила любить и ценить жизнь. У нее никогда не было обид на людей, чувства зависти, зато с чувством юмора был полный порядок. Даже уроки в начальных классах пыталась помочь сделать. Как только я доставала учебник и открывала тетрадь, бабушка присаживалась рядом, внимательно наблюдала, что делаю, и любила повторять: «Что же я, столько лет отработала в школе и не смогу помочь внучке?» (последние годы перед пенсией она действительно работала в школе). На мои замечания, что ты работала техничкой, уверенно отвечала, что все равно знает, как учить. А каждое лето она ждала, когда начнутся каникулы, пересчитывала деньги, которые копила весь год со своей маленькой пенсии, тяжело вздыхала, если сумма была небольшая, и подговаривала меня попросить отца добавить нам денег на дорогу. И мы отправлялись путешествовать! Не знаю, рады были или нет нашему приезду близкие и дальние родственники, но вместе с бабушкой мы побывали в Киргизии, Узбекистане, Казахстане, на Украине. Не было ни одного лета, чтобы мы куда-нибудь не поехали. Это, кстати, передалось и мне. Сейчас чувствую необходимость во время отпуска куда-то съездить, хоть на пару дней, пусть и не так далеко, но обязательно съездить, иначе лето прошло впустую. Я очень благодарна своей бабушке. В моей жизни она сыграла огромную роль.
— Как учеба в институте? Не было разочарований?
— Вступительные экзамены в институте сдала легко, с сентября 1983 года началась новая студенческая жизнь. Учиться нравилось. В институте больше часов отводилось на изучении географии, чем биологии. Мы учились чертить карты, делали гербарии, изучали почвенные разрезы, коллекционировали насекомых, а самое главное – каждое лето в течение 2 месяцев проводили в горах. Походы, переправы, жизнь в палатке, приготовление пищи на костре – для меня было пройденным этапом. Пригодились знания, приобретенные на туристическом кружке. Училась хорошо, защищала честь института на предметных олимпиадах в Омске по землеведению, в Барнауле по экономической географии. Выездные практики дали возможность увидеть страну. Мы познакомились с производством заводов Урала, Кавказа, Поволжья. Нам показывали производство, начиная с 0 цикла и до самого выхода продукции, на Новороссийском цементном заводе, Свердловском часовом, Волжском трубном, Волгоградском тракторном, побывали на Волжской ГЭС. Так что экономическую географию изучила не только теоретически, но и познакомилась на практике.
— После окончания института к нам в школу?
— Так как училась очень хорошо, имела право первой выбирать из предложенного списка вакансий место будущей работы. За год до окончания института была в гостях у подруги в Славгороде. Город показался мне уютным, спокойным, с ней мы сходили в школу, где требовался учитель географии, познакомилась с директором. Он показал кабинет, лаборантскую, школьное оборудование, пообещал благоустроенную квартиру рядом со школой. «Только приезжай! — сказал на прощание. – Мы тебя ждем!». Поэтому 1 сентября 1988 года пришла работать учителем географии в Славгородскую школу №10.
— Почему не осталась работать, если были такие хорошие условия?
— Как говорят обычно в таких случаях – изменилось семейное положение. Через год вышла замуж. У Сергея была работа в Романово, переезжать никуда он не собирался, поэтому вернулась в родной Романовский район. В Романовской средней школе учитель биологии не требовался, а географии был необходим. Почти 10 лет вела уроки географии, а с 2000 года перешла на биологию
— Не пожалела, что с любимой географией пришлось расстаться?
— Нет, не жалею. Настолько с изменением программы и школьного учебника география стала ученикам неинтересна и непонятна. От той географии, которую мы учили и которую нам преподавали, ничего практически не осталось. Раньше, после 9 класса, ее выбирали больше половина учеников для сдачи устного экзамена, сейчас единицы. Материал стал трудным, много экономики, сложных определений, а как ориентироваться на местности, находить север и юг, определять географические координаты, изучать разнообразие растительного и животного мира — авторы учебника почему- то посчитали не таким важным.
-А с учебником биологии все по – другому? Тебя все устраивает?
— За последние годы с изменениями и введениями новых стандартов, программа по биологии тоже изменилась. Хотелось бы многое поменять в учебнике 5 класса, хорошо, что вернулось к прежнему делению: 6 — 7 класс – ботаника, 8 – биология животных, 9 класс – биология человека. Что будет дальше – увидим.
— Последние 3 года изучение биологии, химии, физики, географии заканчивалось после окончания 9 класса. В 10-11 классе эти предметы изучались только на профильном уровне. С нового учебного года все возвращается. Как думаешь, это правильно?
— Конечно, правильно. За 2 года старшеклассники, которые не изучают эти предметы, забывают знания, полученные на уроках. 2 года – достаточно большой срок, если не повторять, не закреплять пройденный материал. Что касается биологии — все, что изучили, необходимо не только для расширения кругозора, это обязательно пригодится в будущем каждому человеку. Я часто говорю ученикам: «Порезали палец – вспоминайте биологию, подхватили вирус, пошли в лес за грибами, решили посадить дерево – обо всем этом мы говорили на уроках. А когда появятся свои дети и услышите слова: «У него мамины глаза, папин подбородок или бабушкины брови»,- вспомните о наследственности и генетике. Биология — наука о жизни и для жизни! Без нее никуда!»
— А как же: «Окей, Гугл!?» Сегодня любую информацию можно получить благодаря интернету.
— Интернет, конечно, хороший помощник. Но чаще всего ученик увидел информацию и забыл. Школа была и есть и останется основным источником знаний. Конечно, сегодня учебный процесс немыслим без интернета, цифровых образовательных ресурсов. Когда начинала работать, из наглядного материала был бумажный плакат и карточки, сделанные своими руками, сейчас кабинет биологии оснащен всем необходимым оборудованием, а о цифровом микроскопе несколько лет назад можно было только мечтать.
— Так заведено, что учителя биологии отвечают в школе за работу «Малой Тимирязевки». В течение лета учащиеся работают на благоустройстве пришкольного участка. Как считаешь, форма этой работы с детьми необходима сегодня?
— Конечно, сегодняшние дети отличаются от тех, кто учился 10-15 лет назад. Раньше родители приучали детей к труду, они помогали в огороде, саду, выполняли домашние обязанности. Сейчас, несмотря на то, что живем в сельской местности, многие дети не умеют рыхлить почву, сажать, полоть, отличать сорняки от цветов, не говоря уже о побелке, покраске. Приходится этому учить, показывать. Трудиться, заниматься общественно-полезным трудом нужно, это не только пригодится в жизни, но работая, ребенок будет ценить труд других людей. Работают на пришкольном участке ученики всего 10 дней по 1,5 часа в день, это небольшая нагрузка для ребенка 5-8 класса. Есть дети, которым по медицинским показателям не рекомендована физическая нагрузка, есть те, чьи родители не хотят, чтобы их ребенок приучался к труду. Но таких немного.
— Галина Николаевна, с мужем вы прожили 33 года. Как считаете, в чем секрет семейного счастья?
— Уверена, Сергею со мной повезло! А если серьезно, никакого секрета нет. Любовь, взаимопонимание – на этом строится семейная жизнь. Как-то быстро и незаметно пролетели эти годы. Когда были маленькими сыновья, мы были моложе, все успевали делать, на все хватало сил. Никогда не было в семье разделения на мужскую и женскую работу. Я у них одна. Трое мужчин оберегаю, помогают, жалеют и любят.
— Антон и Сергей не мечтали пойти учиться в педагогический?
— Желания работать в школе у них однозначно не было. С детства видели, что мама вечерами занята планами, отчетами, тетрадями. Антон очень рано определился с выбором профессии – быть кондитером, Сергей, когда начал изучать физику, понял, что она ему интересна. Получили высшее образование, работают по специальности, часто приезжают домой, часто и мы с мужем летаем к ним в Москву.
-2023 год – Год педагога и наставника. Одной из основных задач всех организованных мероприятий является поднятие престижа профессии учителя и привлечение молодых специалистов в школу. Как считаешь, есть будущее у образования?
— Думаю, что никаких особых изменений в лучшую сторону не произойдет. Через 5-10 лет из школы уйдет то поколение, для которых работа с детьми – призвание. Какие только изменения в образовании мы не пережили за последние годы работы: ОГЭ, ЕГЭ, ФГОС разных поколений, новый и обновленный стандарт. Не проходило и 5 лет, чтобы что-то не вносили и не меняли в школьную программу. Разве это правильно, когда пора начинать учебный год, а учитель не знает, какая будет программа, какой учебник? Мы только и слышим: учитель должен, обязан. При таком отношении к учителям молодежь в школу не пойдет. Не знаю, как и чем будут стимулировать педагогов, конечно, надеюсь, что придут в школу учителя, которые умеют и хотят работать с детьми. А что касается программ «Земский учитель», «Земский доктор» — отработают специалисты положенный срок и поедут работать туда, где выше зарплата, где лучше условия труда. Наверное, это правильно. Пока молодые, надо искать, где лучше. Не должно быть так, что за одну и ту же работу в разных регионах получают такую разную зарплату.
-Не будем заканчивать наш разговор на грустной ноте. Впереди лето. Время долгожданного отпуска. Что пожелаешь своим коллегам?
— Всем учителям хочу пожелать душевного равновесия и здоровья. Работа с детьми забирает много сил и энергии. Отдохните, отвлекитесь от школы, хотя бы на короткое время обязательно куда-нибудь съездите, напитайтесь силой земли, солнца, воды и всего живого, что нас окружает. Берегите себя, берегите своих близких и будьте счастливы!
Галина Николаевна относится к тому типу людей, которые никогда не повышают голос. Ее отличают спокойствие, уравновешенность, жизненная мудрость. Она любит жизнь и никогда никому не завидует. А о своей любимой биологии может рассказывать часами. Ее выпускники, спустя много лет после окончания школы, вспоминают, как интересно рассказывал их учитель биологии о кольчатых червях, пауках, пастушье сумке или о малом круге кровообращения и генетических особенностях.
За многолетний добросовестный труд Афанасьева Галина Николаевна — учитель биологии высшей квалификационной категории награждена Почетной грамотой Министерства образования и науки РФ, нагрудным знаком «Почетный работник общего образования»
Беседу вела – Антонина Кондакова