Этого человека знает каждый житель нашего Романовского района. Да и как не знать?! Вся жизнь прошла на виду. Здесь родился, учился, работал, здесь создал творческие коллективы, которые завоевали многочисленные дипломы и награды, здесь своим трудом и талантом заслужил почет и уважение нескольких поколений романовцев. И в районной газете его фамилия мелькает довольно часто. Кажется, о нем известно все. Но надеюсь, сегодняшняя беседа станет еще одним доказательством: о хорошем человеке рассказать все невозможно. Итак, моим собеседником является учитель музыки высшей квалификационной категории Романовской средней школы, заслуженный работник культуры РФ, лауреат премии Губернатора Алтайского края им. С. П. Титова — Костенко Владимир Михайлович.
— Все мы родом из детства. Твое детство прошло в большой семье. Расскажи немного о нем.
— В семье был 11 ребенком. Как и все старшие братья и сестры родился дома, только самый младший Сергей появился на свет в больнице. Семья большая – 15 человек. Нас 12, родители и баба Лена (мама отца), на которой держался дом, хозяйство и наше воспитание. Родители были на работе, мама уходила рано утром на ферму, отец (его мы звали тятя), работал по сменам водителем в пожарной части. Дома огромное хозяйство и большая семья. Бабушка каждому из нас, в зависимости от возраста, раздавала задания: нарвать по мешку травы, прополоть огород, полить, распилить и расколоть дрова, отправляла к матери на ферму помочь управиться с телятами. Сама весь день стояла у русской печи, варила еду в больших чугунах, пекла хлеб, пироги. Накормить 15 человек нужно было и время, и продукты. Маму к чугунам не допускала, а старших внучек обучала готовить: они накрывали на стол, мыли посуду, терли картошку на крахмал. Работы хватало всем.
— Обед был строго по расписанию или ждали, пока соберется вся семья?
— Вокруг большого стола стояли лавки. Естественно, садились за стол все, если кто-то заигрался, не успел – его проблемы. Ждать никто не будет. Поэтому все строилось на дисциплине. Бабушку побаивались, но на ней все и держалось. По – другому было нельзя.
— Что ты освоил раньше: буквы или кнопки баяна?
— В доме была гармошка. Старшие братья научились играть самостоятельно. Мне тоже было интересно. Начиная с 5 лет, как только просыпался, доставал ее из-под кровати и начинал играть, точнее, подбирать мелодии, которые слышал по радио. Как только бабе Лене надоедало это пиликанье, она отбирала гармошку, давала задание или отправляла на улицу, чтобы «не путался под ногами». А когда старший брат привез из армии баян, понял, как это здорово – играть на баяне. Совсем другой звук, другие возможности.
— Любовь к музыке передалась от отца?
— Отец играл на балалайке и бубне. Ни один деревенский праздник не проходил без его участия. На первого парня в деревне и обратила внимание мама. Когда мне было 9-10 лет, родители иногда брали с собой в самый разгар гулянки. Будили среди ночи, приводили к гостям, усаживали на стул и ставили на колени баян. Из-за баяна меня было еле видно, но играл от души. Поиграю и опять на русскую печь досыпать.
— Значит, ты с самого детства привык к аплодисментам, вниманию и публике. Что было дальше?
— В 1968 году в Романово открылась музыкальная школа. Хотелось учиться, развиваться. За обучение нужно было платить 7 руб. 20 копеек в месяц. Денег в семье лишних не было, но когда спросил разрешение у отца, он сказал: «Ходи!» Через год занятий интерес угас, как любому ребенку хотелось побегать с ребятами, поиграть в волейбол, а не сидеть за баяном и разучивать ноты. Отец, узнав, что бросил музыкальную школу, выбора мне не оставил – заставил продолжить обучение. Из пятилетней программы отучился 3 года. Окончил 8 классов Романовской средней школы и сказал родителям, что хочу поступать в Новосибирское культпросветучилище. «Хочешь – езжай! — сказали они и дали денег на дорогу.
— Почему не в Барнаул?
— В Барнауле после окончания 8 класса в училище набора не было, а оканчивать среднюю школу мне не хотелось.
— В школе пригодились твои музыкальные способности? Не было поблажек от учителей?
— Особых поблажек от учителей не чувствовал, а вот от одноклассников да. Во время генеральных уборок все мыли, убирали, наводили порядок, а меня усаживали в центр класса или коридора и я играл, создавал хорошее настроение.
— Давай вернемся к Новосибирску. Сколько тебе было лет, когда поехал покорять город-миллионник?
— Не исполнилось и 16 лет, когда уехал из родительского дома. Приехал в Новосибирск, вышел с поезда и не знаю куда идти. Спросил в справочном бюро, узнал адрес, сел в троллейбус. Смотрю по сторонам, народу много, все куда – то спешат, торопятся. Совсем не так как в Романово. Страшно стало. Думаю: поеду домой, там спокойнее. Но, переборов страх, заселился в общежитие, сдал вступительные экзамены и начал учиться.
— 3 класса музыкальной школы пригодились? Не зря отец оплачивал учебу?
— Конечно, пригодились. Кроме диктанта, устного экзамена по русскому языку нужно было сдать сольфеджио. Без музыкальной школы самостоятельно ноты выучить сложно.
— Наверное, учиться интересно, когда рядом с тобой живут и учатся студенты, которые играют, поют и танцуют, а не сидят часами за учебниками и конспектами?
— Учиться было интересно. Программа была насыщенной. Так как учился на оркестровом отделении, кроме баяна осваивал игру на балалайке, домбре, фортепиано и других музыкальных инструментах, которые используются в оркестре.
— Теперь понятно, почему ты умеешь играть на всех инструментах. А какой самый любимый?
— Самым любимым инструментом был и остается баян. Сложно сосчитать, сколько их за мою жизнь побывало в руках. Сколько часов, дней и лет провели вместе с ним на сценах и концертных площадках.
— Принято считать, что настоящий студент тот, кто всегда голоден. Как прошли твои студенческие годы?
— Стипендия была 20 руб. в месяц, 10 рублей присылали родители. Нужно было рассчитывать жить на 1 руб. в день. Завтрак 13-15 копеек, обед не больше 40-45 копеек и ужин. Экономил, очень хотелось в кино сходить. Ни о какой покупке вещей мечтать не приходилось. Не до роскоши было. После 2 курса мой педагог устроил на завод работать баянистом. В цехах была организована художественная самодеятельность, началась новая для меня жизнь. Платили 120 руб. в месяц! Это было огромным богатством. Не нужно было экономить на еде и откладывать деньги на поход в кино. С самой первой зарплаты исполнил свою мечту — купил черные лакированные туфли. Я, конечно, их берег, обувал только во время концерта. Купил костюм, рубашки. Стало легче родителям, от их помощи отказался, кроме меня учились еще 6 детей, деньги нужны были им.
— Часто писал домой письма?
— Нет, письма писать не любил, как и не люблю любую бумажную работу. Заказывал переговоры, не очень часто, но звонил домой. Писал только с армии. У отца было 4 класса образования, мама ни читать, ни писать не умела, научилась только расписываться. Поэтому письма от детей ей читали старшие внуки.
— Первое время от неожиданности часто вздрагивала, когда во время школьных концертов ты свистел. Художественному свисту тебя тоже научили в училище?
— Этому научила жизнь. На 3 курсе познакомился с Натальей — будущей своей женой, которая училась в училище и вместе с подругой выступала на заводе, где работал. Обратил на нее внимание, стал приглашать в кино, на свидание. Стоя под окнами общежития, приходилось свистеть, чтобы привлечь внимание. «Твой соловей пришел», — говорили девчата, и Наталья выходила ко мне на встречу. Вот так и досвистелся. В августе 1974 года сыграли свадьбу. А в ноябре пришла повестка из военкомата.
— Ты проходил службу в пограничных войсках. Защита рубежей Родины связана с музыкой?
— Мои 2 года службы прошли в Приморском крае в Хасанском районе и были связаны с музыкой. Кроме караулов, нарядов, строевой и физической подготовки проходили занятия в музыкальном взводе. Репетировали, выступали в Доме офицеров, ездили с концертной бригадой по заставам пограничного отряда.
— Твоя жизнь связана с музыкой. Назови музыкальные произведения, которые для тебя являются самыми любимыми.
— Самыми гениальными произведениями считаю «Токкато и фуга ре минор» И.С. Баха, «Лунная соната» Л. Бетховена и «Полонез» Огинского. Это, действительно, шедевры мировой музыки. Не менее любимой для меня является песня «Распрягайте, хлопцы, коней».
— Раньше школьный предмет назывался пение, где дети на уроках исполняли песни советских композиторов. Сейчас в программе нет исполнения, есть предмета музыка.
— Дети на уроках музыки только слушают исполнение, знакомятся с различными жанрами музыкальных произведений. Информация дается для общего образования. Конечно, дети должны знать, что такое классика, рок, джаз, фольклор. А если хочешь петь – для этого существует дополнительное образование, кружки.
— За годы своей творческой деятельности ты воспитал ни один десяток вокальных исполнителей, ансамблей. Семейный ансамбль Костенко, ансамбль украинской песни «Вытрэбэньки», «Бабье лето», а еще вокальная группа педагогов «Большая перемена», рок-группа «Резонанс», ложкари, шумовой оркестр. Мечтал создать в школе группу барабанщиц и уже на протяжении 3 лет девчата являются визитной карточкой Романовского района на всех торжественных и праздничных мероприятиях. Все? Мечты осуществились?
— Конечно, нет. Как можно жить без мечты? Тем более вы озвучили новую задачу – создаем школьный хор.
— Кстати, о хоре. Министерство образования РФ внесло идею о создании в каждом образовательном учреждении школьного театра и школьного хора. Как считаешь, это реально?
— Конечно, нет. Какой театр и хор может быть в школе, где количество детей небольшое? Для того, чтобы играть, петь, танцевать одного распоряжения недостаточно. Нужна материальная база, специалисты, дети, желание которых недостаточно, нужно иметь хотя бы не талант, а способность. Не так много детей имеют природный слух, сам по себе голос не появится. Если есть желание его развивать, нужно систематический заниматься, но дождаться быстрого результата не получится. Хор не зазвучит ни через месяц, ни через полгода. Но когда участники выучат партии, научатся слышать друг друга — будет классно. Так что попробуем!
— За последние 20-30 лет не написано ни одной детской песни, которые были бы популярны и любимы детьми как, например, «От улыбки», «Вместе весело шагать», «Если с другом вышел в путь» и т.д. Как думаешь, почему? Композиторов не стало? Авторы песен не хотят сочинять для детей?
— Композиторам и авторам песен стало невыгодно писать для детей. Как только на песнях стали зарабатывать, это стало для них неинтересным. Проще сочинить попсовый шлягер, который за деньги раскрутит любая радиостанция. А кто будет раскручивать детских исполнителей? Исчез Большой детский хор при Государственном комитете по телевидению и радиовещанию СССР, исчезли и новые детские песни.
—В школе на уроках и даже на переменах в музыкальном зале звучит музыка, в машине тем более, вечерами на репетиции опять музыка. Ты не устаешь? Тишины не хочется?
— Скажу больше. И дома музыка, и во дворе, когда занимаюсь хозяйственными делами. Я не представляю свою жизнь без музыки. Она придает силы, она лечит, приносит жизненную энергию, она способна творить чудеса. В музыке живет моя душа, мое сердце и чувства.
— Обычно такой вопрос принято задавать женщинам, но не спросить об этом не могу. Как удается сохранить молодость и блеск в глазах?
— Сама профессия обязывает быть в форме. Концерты, выступления, встречи, праздники. Сколько их прошло за эти годы? И за все время работы получаю удовлетворение, так как вижу, каких высот добиваются мои ученики. Рад, что с музыкой связали свою жизнь мои дети и внуки. А последнее время кроме радости и гордости стали появляться слезы. Старею, наверное.
— В 2024 году будет 50- летие твоего творческого пути, затем юбилей – 70 лет! Будем отмечать?
-Конечно, будем! Пока есть силы, здоровье, желание, нужно устраивать праздники. Жаль, что не придется отметить еще один важный юбилей – 50-летие совместной жизни. А мы с Натальей мечтали о золотой свадьбе. В жизни повода для грусти и печали намного больше, чем для радости. Так что нужно жить, радоваться, дарить себе и окружающим праздник.
Я часто думаю, как повезло нашим ученикам. Рядом с ними талантливый, творческий педагог, который предан своей работе, который умеет удивлять и дарить хорошее настроение. Он бывает разным: требовательным и добрым, веселым и грустным. За пианино смотрится солидным серьезным человеком, за ударной установкой превращается в азартного юношу, а играя на балалайке, в первого парня на деревне. Здоровья Вам, Владимир Михайлович! Пусть как можно дольше в нашей школе звучат голоса детей, стучат ложкари, гремит ударная установка, отбивают ритм барабанщицы и на переменах содрогаются стены от громкой музыки! Мы не хотим тишины!
Беседу вела Антонина Кондакова