«Григорич после уроков просил к нему зайти, дело какое-то срочное», — часто слышу такие слова от учащихся нашей школы. А дел у Скульбеда Владимира Григорьевича, действительно, немало. Он — учитель физической культуры и ОБЖ МБОУ «Романовская СОШ», руководитель ВПК «Ратибор», классный руководитель 9В класса. Вокруг него всегда много детей, его уважают мальчишки, с гордостью о своем учителе говорят девчонки. И со всеми он умеет находить взаимопонимание: кого-то поругает, кого-то похвалит, а с кем-то и пошутит.
– Владимир Григорьевич, какой вид спорта в детстве был самым любимым?
— Какого–то одного любимого вида спорта не было. Нравились легкая атлетика, футбол, лыжи. С 1 по 8 класс учился в Романовской основной школе. Несмотря на отсутствие спортзала, уроки были интересными. Только в сильные морозы занимались в коридоре, а большую часть учебного года проводили на стадионе. Спасибо учителям Кабко Петру Григорьевичу и Карпову Григорию Ивановичу, которые были с нами до самого вечера. К ним на спортивные секции приходили все школьники Мамонтовского отделения.
— Поэтому и выбрал профессию учителя?
— В 1988 году окончил среднюю школу и поехал поступать в Барнаульский государственный педагогический институт на факультет физической подготовки. Но не поступил. Подал документы в Каменское педучилище и меня зачислили.
— Это было первое знакомство с городом Камень-на-Оби?
— После шумного Барнаула город показался тихим, окраина больше напоминала большую деревню. Учиться было интересно, самостоятельная жизнь в общежитие, участие в работе студсовета – все было для меня новым. С самого первого дня учебы большое внимание уделялось дисциплине: каждое утро в 7 утра зарядка и 3-х километровый кросс в любую погоду.
— Ничего себе нагрузка?
— Трудно не было. Зато хорошая физическая форма пригодилась в армии. После 1 курса пришла повестка, все 2 года службы прошли в Московском округе ПВО в городе Калуга в радиоразведке.
— Чему научила армейская жизнь?
— В армии мне понравилось. К дисциплине и физическим нагрузкам был готов, были вначале трудности с адаптацией к другому часовому поясу, ну и домашней еды, конечно, хотелось. Во время службы впервые увидел компьютер, видеомагнитофон, спутниковое телевидение, узнал, что такое компьютерные игры. Радиоразведка отслеживала перелеты американской авиации с Европы на континент и обратно в Америку, наше подразделение наблюдало за лабораторным исследованием радиоизлучений. Пригодились школьные знания с уроков математики, физики и НВП. Спасибо Торопову Анатолию Павловичу за хорошую подготовку к службе. В ноябре 1991 года в звании старшего сержанта вернулся домой, поехал в училище продолжать учёбу. В программу обучения ввели информатику, сдал автоматом все тесты и зачеты, однокурсники и преподаватели удивлялись, где всему научился. Так что армия дала мне много хорошего.
— В твоей трудовой книжке всего одна запись. После училища сразу в родную школу?
— 15 августа 1992 года был принят учителем физической культуры в Романовскую среднюю школу. Началась для меня новая жизнь: уроки, планы, отчеты, взаимоотношение с родителями учеников и коллегами – бывшими моими учителями.
— Помнишь свои первые уроки?
— Конечно, помню. Как у любого молодого педагога был страх: как найти контакт с детьми, удержать их внимание в течение всего урока, наладить дисциплину, особенно с учащимися начальных классов. Их было много, все подвижные, на стадионе места было достаточно для занятий, а вот спортзал я не любил, поэтому, когда позволяла погода, уроки проводил на свежем воздухе.
— Получить высшее образование было твоим решением?
— Не только. Настоятельно рекомендовал продолжить обучение директор школы Семенко Василий Григорьевич, коллеги, родители. Через год работы поступил в Барнаульский пединститут на заочное отделение факультета физического воспитания. Учиться было легко, но если бы не помощь родителей, которые давали денег на дорогу и проживание, окончить институт было бы сложно. Зарплату вначале задерживали, а потом и месяцами не платили. 90-ые годы были непростыми для всех поколений. Но молодость вселяла уверенность и оптимизм, что стоит немного потерпеть, и жизнь наладится. Хотя именно в это время возникала мысли уйти из школы, но работа с детьми не отпускала. Была еще одна причина остаться в школе – любовь. 24 февраля 1996 года была свадьба. После уроков пришли наши с Натальей коллеги, принесли в подарок палас – дефицитная вещь для того времени. Свадьба была веселая, шумная.
— А потом начались будни? Как это — когда и дома, и на работе вместе?
— Нормально. Работали с Натальей в разные смены, я приходил домой, она уходила в школу, вечером у нее тетради, прописи, показы, а я шел к родителям помочь управиться с хозяйственными делами. С годами ничего практически не изменилось: работаем в одну смену, тетради и планы никуда не исчезли, по вечерам добавились занятия с ратиборовцами, а к маме ежедневно не хожу, а езжу на машине. Так что все стабильно.
— Какой день для тебя был самым счастливым?
— 11 марта 1997 года. В этот день родилась наша дочь Яна. После этого жизнь наполнилась другими ощущениями. Появилась ответственность не только за себя и жену, но и за маленький комочек счастья.
— Расскажи о своих первых впечатлениях от уроков ОБЖ.
— Предмет для меня был новым, программа, разработанная Министерством обороны совместно с Министерством образования, была направлена на армейскую подготовку. Было интересно, уроки, конечно, отличались от физкультуры, в конце года поехал с ребятами в пионерский лагерь «Волна» на недельные сборы. Позже они стали ежегодными.
— Как в твоей жизни появился «Ратибор»?
— Клуб был создан Прониным Евгением Павловичем 22 года назад. Для участия в краевой спартакиаде молодежи Алтайского края допризывного возраста в с. Топчиха нужно было подготовить команду. Начали с ребятами тренироваться, вместе с ними увлекся новым для себя делом. Так и оказался в «Ратиборе».
— Кто из ребят были самыми первыми ратиборовцами?
— Шадринцев Александр, Винокуров Данил, Кеслер Дмитрий, Квач Роман, Косенко Дмитрий, Чурсин Захар, Беперщ Яна, Мушихина Анастасия, Зубаренко Мария, Луханин Михаил. Ребята очень ответственно относились к занятиям и тренировкам, мы участвовали во всех краевых соревнованиях. Поездки, новые знакомства, возможность не только себя показать, но и поучиться у других – все это привлекало старшеклассников. А когда Савченко Наталья Павловна приняла Куренского Константина Валерьевича тренером рукопашного боя – появились две группы. Костя работал со старшими, я с младшими. Вместе проводили тренировки, готовили ребят к показательным выступлениям, к участию в профильных сменах. На занятия в течение нескольких лет родители привозили своих детей из села Казанцево.
— Расскажи подробнее про профильные смены.
— Смены состоялись благодаря победе в краевом конкурсе военно-патриотических клубов. На грантовые деньги мы и приняли участие в профильных сменах «Юный танкист», «Юный спецназовец», «Юный десантник». Ребята познакомились с работой кинологов, увидели, как в питомниках дрессируют и готовят к работе собак, узнали, кто такие криминалисты, стреляли из АК -74, познакомились с материальной частью танка. Кононова Яна и Аракелян Карина сидели в башне танка, а Кукарин Евгений, управляя рычагом, проехал 4 км по танкодрому. Эмоции, конечно, зашкаливали. Ребята возвращались домой, делились впечатлениями, поэтому количество желающих стать членам ВПК с каждым годом увеличивалось. Благодаря грантовым деньгам на аэродроме Лесной мы бесплатно совершили по 2 прыжка с парашютом.
— Никто из ребят не отказался?
— Нет. Наоборот, когда предложили совершить 3 прыжок, но уже за деньги, желающих было немало.
— Сами прыгали?
— Конечно. Мы с Константином Валерьевичем тоже совершили прыжки. В моей жизни это был первый прыжок.
— Скажи честно, страшно было?
— Страха не было. Был восторг от ощущения полета, красоты, земли, которая с высоты кажется маленькой и незащищенной. А по окончании профильной смены курсанты ВПК со всего края поехали на неделю на Мультинские озера. Там на базе разбили палаточный лагерь, обустраивали быт, готовили пищу и каждый день проходили различные этапы соревнований. Самым сложным, но эмоциональным был этап выживания.
— В чем он заключался?
— После завтрака вброд проходили реку Мульта, где инструкторы каждой команде «давали легенду». На сутки команде из 15 человек выдавалось 2 банки консервов, 2 банки тушенки, 2 банки сгущенки и всего 5 карематов, 5 спальных мешков и кусок целлофана. Команда должна была из подручных средств обустроить себе жилище, при помощи увеличительного стекла развести костер, без ножа открыть консервные банки и приготовить пищу. Мы — руководители, вместе с 2 инструкторами только наблюдали за действиями своей команды.
— Ратиборовцы с честью и достоинством перенесли все испытания? Не жаловались?
— Нет. Не ныли и не роптали. Каждый этап задания проходили четко, слаженно, одной командой. Вброд проходили ледяной ручей, оказывали помощь раненому в транспортировке, готовили подачу сигнала бедствия для вертолета, ходили по навигатору, наводили веревочную переправу через реку, поднимались по скалам на высоту 30 м, отрабатывали приемы рукопашного боя. А для восстановления сил на сутки скудный набор и 6 банок консервов. После больших физических нагрузок аппетит увеличивался в разы. Ребята на костре ухитрялись приготовить полноценный обед. Жарили шишки, собирали ягоды, грибы. А каким вкусным был чай из листьев жимолости и брусники!
— Как сам перенес школу выживания?
— У нас, в отличие от детей, был полный запас еды, руководители вместе с инструкторами обязаны были принимать пищу на глазах команды, вызывая у них чувство голода и желание все бросить и сойти с маршрута. Но ребята мужественно перенесли все испытания. Мальчишки шутили, говорили, как хорошо, что в команде есть девчонки – они меньше едят. Я же похудел на 10 кг. От стресса, переживаний, недосыпания. Костя и команда перенесла школу выживания более спокойно.
— Почему в последние годы ВПК «Ратибор» не принимал участие в профильных сменах? Вся проблема в финансировании?
— Конечно, самая основная причина – отсутствие финансирования. Закончились грантовые деньги, а без них организовать поездки было очень сложно. Не было тренировок из-за ковидных ограничений, когда были отменены все мероприятия, ремонт школы не давал возможности заниматься в спортзале, в котором сейчас, кстати, даже турник нельзя закрепить. С годами материальная база пришла в негодность: вышли из строя спортивные тренажеры, износилась форма, увеличилась нагрузка в школе – появилось классное руководство. В общем, все как-то сразу и вроде постепенно.
— Сегодня есть желающие вступить в военно-патриотический клуб?
— Желающие есть и будут, хотя сейчас дети отличаются от тех, кто был несколько лет назад. Они живут в другом мире, в мире интернета. Теперь наша задача – вытащить их оттуда, вернуть к реальности.
— Как относишься к тому, что вновь планируют изменить школьную программу и учебник? Вместо ОБЖ вести основы безопасности защиты Родины?
— За годы моей работы в школе, каких только программ и учебников не было. К старому НВП переходить не надо, а вот к программе ОБЖ 2000 года вернуться стоит, там больше внимания уделялось выживанию, адаптации к жизни. Сегодня на уроках мы изучаем все: и как вести себя в чрезвычайных ситуациях, и что делать, если пожар, ураган, под лед провалился или кран с горячей водой потек. Детей необходимо готовить ко всем ситуациям, которые могут возникнуть в жизни.
— Совсем недавно на сайте Министерства образования появилась информация, что с 1 сентября на уроках ОБЖ учащиеся будут учиться управлять беспилотниками. Как думаешь – это реально?
— Для того, чтобы учить других, нужно научиться самому. Важнее научить управлять беспилотниками тех, кто сейчас проходит срочную службу. А если они и будут в школах, то точно, не в сельских.
— Ни для кого не секрет, что ты любишь рыбалку. Эта любовь с детских лет?
— Моё детство – это пруд, рыбалка, купание, сад, рогатка, ферма недостроенная, где можно поиграть с друзьями в войнушку, испечь картошку. Вода всегда притягивает, успокаивает, а если еще и клёв отличный – лучшего отдыха и не надо.
— Удалось поймать золотую рыбку?
— Золотую поймать не удалось, а самым большим уловом была 8-ми килограммовая щука, которую поймал на озере в Баевском районе. Сейчас и рыбалка редкость. Нет настроения, нет желания.
— Совсем скоро начнется новый учебный год. Для тебя он будет 32. О чем мечтаешь?
— Для всех этот год был трудным. СВО, мобилизация, потери – все внесло свои коррективы. Желание одно — чтобы был мир, чтобы все участники спецоперации вернулись домой живыми и здоровыми. А как только вернется Константин Валерьевич, ратиборовцев передам в его надежные опытные руки. Сам буду помогать, наблюдать, гордиться их успехами. Еще одна мечта – чтобы мои девятиклассники успешно сдали государственную итоговую аттестацию в конце года. Будем верить, что все так и будет!
В течение всей педагогической деятельности Владимир Григорьевич не только дает своим ученикам знания, которые, конечно же, пригодятся в жизни, но и прививает чувство долга, любви и уважения к своей земле, к своей Родине.
За многолетнюю добросовестную работу по патриотическому воспитанию подрастающего поколения Скульбеда Владимир Григорьевич награжден Почетной грамотой Министерства образования и науки РФ, памятной медалью «Патриот России».
Беседу вела Антонина Кондакова