Лель Марию Петровну знают в районе многие. Еще бы! Столько учеников, родителей прошло за 47 лет работы в школе! Менялись коллективы, школы, но неизменным оставалось одно – любовь к детям и своей профессии. Последние 5 лет Мария Петровна работает в Романовской средней школе. И хотя она не ведет уроки в классе, ее знают и любят многие ученики.
Каждый раз, когда просим Марию Петровну выйти на замену, она повторяет: «Девочки, я, конечно же, заменю Вас, если Вы поедете отдыхать на курорт!» На курортах мы почти не бываем, но зато твердо знаем: если учитель русского языка и литературы ушел на больничный, на замену задолго до звонка придет наша «палочка-выручалочка». А по-другому и быть не может! Мария Петровна относится к таким учителям, когда слово надо является священным!
Был и еще один повод побеседовать с коллегой накануне профессионального праздника. Ее 70-летний юбилей!
— Мария Петровна, расскажите о своей семье.
— Я могла бы стать первым ребенком, рожденным в Романовском районе в семье целинников. Но, увы. Настоящей семьи не получилось. «У каждого из нас два крыла: отец и мать. И пока они есть, мы летаем». Этот афоризм как нельзя лучше подчеркивает важность обоих родителей в жизни человека. Я росла под одним крылом, но таким крепким и надежным, что о такой материнской любви может мечтать любой ребенок. Моя мама – Екатерина Александровна до последнего дня чувствовала себя нужной не только мне, но и всей нашей семье. У нее были прекрасные отношения с моим мужем, детьми, внуками. Далеко не каждому ребенку удается прожить под надежной защитой мамы. Я была рядом с ней с рождения до 68 лет. Поэтому ее уход был для меня очень тяжелым.
— Раньше выбор учебных заведений в краевой столице был не очень большим: 5 ВУЗов, около десятка техникумов. Почему выбрали педагогический?
— Среди моих родных не было учителей, но желание работать с детьми проявилось с раннего детства. Перед окончанием школы сомневалась: что выбрать — учить детей или лечить? Учитель математики Чуприна Нонна Зеновьевна право выбора не оставила: только педагогический! И я поступила. Мне повезло. У меня были замечательные педагоги. Уверена: все хорошее, что проявилось во мне как в учителе, заслуга преподавателя института Полины Петровны Кондрусовой. (Примечание автора: позже декана филологического факультета) Она научила всему: и как пройти по классу, как подбодрить ребенка, какие задания дать в начале урока, а какие в конце, именно она показала, как правильно писать план к каждому уроку. Ее знания мне очень пригодились в работе.
— Студенчество – особое время. Какие воспоминания сохранились у Вас о годах учебы в институте?
— Все мои одногруппники были людьми творческими. Я считала, что никаким талантом не обладаю. Куратор группы Черникова Ирина Константиновна, услышав эти слова, подошла ко мне, обняла и сказала: «Маша, у тебя есть талант: самый важный и главный — быть хорошим человеком!». Я очень часто вспоминаю ее слова. Вспоминаю своих наставников, девчонок, с которыми прошли студенческие годы. А потом началась педагогическая деятельность, которая растянулась на долгие 47 лет жизни. Началась она в 1977 году в Мормышанской восьмилетней школе, где отработала всего один год. Школа была небольшая, вокруг прекрасная природа.
— Почему тогда уехали из Мормышей?
— Через год мой будущий муж – Лель Владимир Андреевич окончил сельскохозяйственный институт и сделал предложение выйти за него замуж. После свадьбы, которую гуляли, как было принято 3 дня, совсем недолго жили с родителями. Нам, как молодым специалистам, дали квартиру, и начался второй период моей профессиональной деятельности – Гилево- Логовская средняя школа, где проработала до выхода на заслуженный отдых.
— Легко было войти в семью мужа?
— Если я росла в семье единственным ребенком, то у родителей Володи было 8 детей. Меня очень хорошо приняли все родственники. Я видела, какие трудолюбивые родители мужа, какими ответственными за свои поступки воспитывали они своих детей. Назвать свекровь мамой было легко, а произнести слово отец было непривычно. Я же никогда не произносила его раньше. Семья мужа стала моей семьей и это сохранилось, несмотря на время. Наша свадьба была 8 июля 1978 года. Тогда еще не отмечался День любви, семьи и верности. Про святых Петра и Февронию, конечно же, знала. Наверное, они и стали хранителями нашей семьи –46 лет вместе! За эти годы прошли все испытания, но сохранили любовь и уважение друг к другу. Я благодарна мужу за понимание и поддержку, за его любовь не только ко мне, детям и внукам, но и к моей маме. Семья – это самое главное, что дано человеку.
— С мужем часто путешествовали?
— Вместе были один раз в Москве и на Черном море, а в основном отдыхали дома. Да и какие путешествия?! Помните, как объясняла героиня рассказа В.М. Шукшина невозможность поехать к сыну: сельские жители мы -живность, огород… И хотя мама настаивала, чтобы мы где-то отдохнули и соглашалась остаться с детьми и на хозяйстве, путешествий за долгую семейную жизнь было немного. Кстати о сельских жителях. Часто вспоминаю случай, как однажды пришла к своему куратору за книгой, и она угостила апельсином. Апельсин увидела впервые в жизни. Взяла в руки, а как есть не знаю, решила откусить как яблоко. Видя мое смущение, Ирина Константиновна сама очистила фрукт. Вкус того апельсина запомнился надолго.
— Ваши дети не связали свою жизнь с работой в школе?
— Как это часто бывает в семье учителей, дети, видя загруженность мамы с планами и тетрадями, не хотят продолжить династию. Хотя дочь после окончания медицинского института защитила кандидатскую, преподает студентам медицинские дисциплины. Наташа выбрала профессию – лечить людей, а сын Андрей – животных. Я рада, что у моих детей все хорошо: они состоялись в профессии, у них надежный тыл, уважение среди коллег, наши дети подарили нам внуков. Так приятно услышать от внука слова: «Бабушка, ты такая клёвая!»
— Но сполна насладиться жизнью пенсионерки Вам не удалось?
— Начинался учебный год, а в Закладинской средней школе не было учителя русского языка и литературы. Отказать в просьбе директора поработать хотя бы сентябрь, пока не найдут учителя, не смогла. Спасибо коллективу, который принял меня. В течение 3-х лет вместе с другими учителями ездила учить закладинских ребятишек.
— А 5 лет назад пришли в наш коллектив!
— Не смогла отказать и Савченко Наталье Павловне, когда пригласила поработать в Романовской средней школе. «Иди, Маша», — сказал Володя, — если зовут, значит ты нужна!». Я действительно, почувствовала, что еще есть силы и желание заниматься своим любимым делом – учить ребятишек! Конечно, были свои трудности работы в большой школе, но спасибо коллективу учителей, особые слова благодарности администрации школы – они окружили такой заботой и таким вниманием, что подвести их я уже не смогу. Каждый раз перед началом учебного года, спрашиваю: «Девочки, может Вы обойдетесь без меня?» Вижу, что пока не получается. Не спешат учителя идти работать в школу.
— Как считаете, почему так происходит?
— Причин несколько, самая главная – упал престиж учителя и поднять его до уровня советской школы практически невозможно. Должно пройти ни одно поколение, когда в семье будут с уважением относиться к профессии учителя. Что касается высоких требований, большой эмоциональной нагрузки, бумажной отчетности и маленькой заработной платы, то эти проблемы были, есть и увы, сохраняются десятилетиями. Полина Петровна, когда учила меня разрабатывать конспект урока, говорила: «Маша, заведи на каждый класс тетрадь. Написала план, оставь страницу и каждый год будешь только добавлять материал. Так с годами и накопится методическая копилка». Она была уверена, что так оно и будет. Но единым учебникам и единым школьным программам пришел конец.
— Согласна с Вами, школьные программы и учебники меняются так быстро, что даже учителям – стажистам приходится тратить ни один час на подготовку к уроку.
— Работать стало, конечно, труднее. Поэтому желаю всем своим коллегам терпения! Сейчас в школах работают самые преданные своей профессии учителя. Иногда слышу от детей такие слова: «Меня сегодня опять ругала учительница!» Она и ругала тебя, потому что ты ей не безразличен. Значит она, как и родители, хочет, чтобы все у тебя получилось. Равнодушия к детям в нашей профессии быть не должно. А родителям нужно не только любить своего ребенка, но и уметь с ним разговаривать, слышать и научить слушать других. Увы, многие родители этому ребенка не научили. И каким бы замечательным не был педагог, трудно научить того, кто этого не хочет и не прилагает никаких усилий. Хочется верить, что в ближайшие годы в воспитании детей произойдут изменения.
— Зато у нас век новых информационных технологий. У детей появилось то, о чем Вы в годы вашей юности даже и не мечтали.
— Как и многие люди моего поколения, считаю, что огромный вред в взаимоотношении детей и родителей сыграли мобильные телефоны. Родители чуть ли не с пеленок дают телефон ребенку, чтобы не мешал, не отвлекал. А где же замечательное прошлое, когда вместе с детьми читали книги, лепили из пластилина, вместе пололи грядки, наводили порядок в доме? В 90-ые годы, когда с перестройкой и гласностью вернулась так называемая «возвращенная» литература, не только мы – учителя открывали для себя новых писателей, делясь журналами с романами Анатолия Рыбакова, Михаила Булгакова, Бориса Пастернака, но и учащиеся старших классов после уроков оставались в классе. Вместе с ними прочитали повесть Анатолия Приставкина «Ночевала тучка золотая» и переживали историю двух мальчишек — братьев Кольки и Сашки, на детские годы которых выпало столько испытаний, которые непосильны и взрослому человеку. Сейчас представить, что дети после уроков остались читать книгу в классе, кажется из области фантастики.
— А забавные случаи из педагогической деятельности вспомнить можете?
— Традиционно в сентябре месяце в школе был День бегуна. Однажды одним из условий соревнований было участие классного руководителя. За это классу начислялось 5 баллов. «Ну, что, Мария Петровна, побежим? – спросил меня ученик Виталий Ельшин». «Бежим! — ответила я. Преодолевали дистанцию вместе. Он командовал, когда можно идти шагом, а когда ускоряться. До финиша дошли вместе под бурные аплодисменты всего класса. А как иначе?! Наша профессия требует многого: и Бабу Ягу сыграть, и кукольный спектакль поставить, и на беговую дорожку выйти.
— Последние годы Вы работаете в нашей школе с особыми детьми, которым необходимо индивидуальное обучение.
-Я благодарна судьбе, что жизнь свела с такими детьми. Я учусь у них желанию жить и любить. Пройдя боль, страх, многочисленные операции, они любят этот мир, радуются встрече со мной. Преклоняюсь перед силой родительской любви, через какие испытания им приходится пройти вместе с ребенком. Глядя на них, понимаешь, какое это счастье быть здоровым!
— 70 лет – дата солидная. Осмыслив прожитые годы, что считаете самым главным для человека?
— Что впереди не знаю, но верю, все будет хорошо. В каждом возрасте есть свои плюсы. И в молодости не всегда было легко: работа, маленькие дети, вечное недосыпание, трудные 90-ые годы, большое хозяйство. Сейчас многое, что прошло в жизни, стало не таким важным. Я получаю радость от самого простого — общения с детьми, внуками. Когда росли дети, мечтала, чтобы они были здоровыми, хорошо учились и стали успешными людьми. А когда появились внуки, поняла, что самое главное в жизни – быть счастливым!
— Значит все, о чем мечтали сбылось?
— Есть мечта и уверена, об этом мечтают все: чтобы поскорее наступил мир и все наши защитники вернулись домой живыми и здоровыми.
Для многих из нас Мария Петровна как мама или бабушка. И дело не в возрасте и в том, что в школе работают ее ученики. От нее исходит тепло, которое обволакивает и успокаивает. Поговорив с ней, кажется, что все проблемы можно решить, и находятся силы идти в класс и радоваться каждому наступившему дню.
Спасибо Вам, Мария Петровна, за ваше внимание! Долгих Вам лет жизни и как можно дольше чувствовать свою необходимость не только для самых родных и близких, но и для учеников! Ведь далеко не каждый учитель после занятия с ребенком услышит слова: «Я тебя никому не отдам! Ты только не болей!»
Беседу вела Антонина Кондакова